UFORUS - новый интернет журнал о мистическом и необъяснимом

 Другие новости


Наш опрос

Что вас больше интересует на сайте???
Всего ответов: 143


Категории

Небесные стержни [4]
.
НЛО [108]
.
Следы НЛО [5]
.
Истории и рассказы [13]
.
Вампиризм [6]
.
Аномалии [19]
.
Мифология [44]
.
Существа [26]
.
Астрология [25]
.
Нумерология [0]
.
Предсказания [18]
.
"Секретно" [7]
.
Хиромантия [20]
.
Древняя Русь [50]
.
Сонники [47]
.
Катастрофы НЛО [8]
.
Без рубрики [10]
.
Круги на полях [10]
.
Призраки [16]
.
Домовые [0]
.
Библия [4]
.
Др. Цивилизации [127]
.
Зазеркалье [0]
.
Катаклизмы [2]
.
Клонирование [0]
.
Космос [53]
.
Лох-Несс [3]
.
Луна [8]
.
Марс [3]
.
Метеориты [5]
.
Следы богов [1]
.
Снежный человек [3]
.
Технологии [10]
.
Третий Рейх [3]
.
Человек [27]
.
Магия [31]
.
Некрономикон [1]
.

Каталог статей

 

 


Гой еси, Илья Муромеец, Илья Муромец, сын Иванович!(часть 1)

Народ - подлинный творец истории. Она нашла свое отражение в песнях, легендах, сказаниях и былинах. В них выразительно показывается мудрость и устремления народа, его отношение к событиям общественной жизни.

В 19 веке на Севере были обнаружены старинные эпические песнопения, знавшие и Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, которых объединяли в обобщенном эпическом образе "ласкова князя Володимера Красно Солнышко стольнокиевского".

Владимиров цикл былин имеет чрезвычайную важность - он первый развернутый памятник русской литературы дошедший до нас. Сложен он ещё в 10 веке, на одно - два столетия раньше, чем датируются дошедшие до нас летописи, а если учесть, что многие из них дошли в списках 17-19 веков, то ясно насколько ценны сведения былин. Былинным столичным городом Руси всегда является Киев, а великим князем киевским - всегда "ласковый князь Владимир", что затрудняет датировку былинных сюжетов, но не делает её безнадежной.

Например, восстание киевлян в 1068 г., когда половцы Шару-кана разбили киевских князей, и те бежали из Киева, а князем стал Всеслав Полоцкий, описано в былинах про Волхва Всеславича. Также известно, что Садко - он же Садко Сытинич, поставил церковь Бориса и Глеба Новгороде в 1167 г. В былинах встречаются следующие имена действующих лиц, которые с разной степенью вероятности могут быть сопоставлены с реальными историческими деятелями, известными нам по летописям: Вольга - Олег Святославич (975-77 г.), Добрыня Никитич (944-990 г.), Глеб (1078 г.), Апракса королевишна - Евпраксия. сестра Мономаха(1095-1109 г.), Козарин(1106-1113 г.), Ставр Годинович - боярин Ставр Гордятич (1069-1118 г.), паломник Даниил (1107 г.), боярин Путята (1113 г. - но был и в 989 г. в Новгороде), Садко (1167 г.), князь Роман (1205 г.). Упоминаются половецкие ханы-Шарукан, его сын Отрак и внук Кончак, хан Сугра (1107 г.), Тугоркан-Гугарип Змеевич (1096 г.) и другие.

Но наиболее известный былинный богатырь Илья Муромец оказался не связан с известными по летописи историческими личностями. Неясно, когда он действовал. Б.Л.Рыбаков считает, что большая часть былин про Илью Муромца относится ко временам Владимира 1 Святославича (990е годы), а часть (былины о ссоре с князем) к правлению Владимира 2 Мономаха. Уточнить это сложно, так как многие события проходили как при Владимире 1, так и Владимире Мономахе. Войны со степняками вели: Владимир 1 с печенегами, а Владимир Мономах с половцами. Войны с Византией вели и Владимир 1 и Владимир Мономах (при нем Причерноморская Румыния была включена в состав Руси). Поэтому эти сюжеты не могут помочь в датировке действия былин. Но как указывает Б.А.Рыбаков, именно при Владимире 1 прокладывали "дороги прямоезжие" и именно при нем проводились "пиры застольны". Заставы богатырские строились также по решению Владимира 1. Поэтому к этому же времени должна относиться поездка Ильи Муромца в Киев и расчистка им дороги прямоезжей. Тем более что когда Илья Муромец приехал в Киев, богатыри находились в самом Киеве, а не на заставах, которых еще не было. Сватовство Владимира с участием Дуная и Ильи Муромца также проходило при Владимире 1 в 988 г.

Однако, некоторые былины непосредственно связаны с правлением Владимира II Всеволодовича Мономаха (соправитель при Всеволоде Ярославиче 1068-1093 г. и великий князь и царь Руси 1113-1125 г.). Так во многих былинах упоминается Апракса королевишна-сестра Владимира Мономаха - Евпраксиния, в 1083-87г, жена маркграфа Штаденского Генриха, а затем в 1088-95 г. жена императора Генриха IV и императрица Священной Римской империи, королева Германии, Италии, Бургундии - Адельгейда германских хроник. В 1095 г. она сбежала от мужа на Русь, где и жила до 1109 г. То есть события этих былин проходили в период 1095-1109г г. В некоторых былинах про Илью Муромца упоминается множество церквей в Киеве, что могло быть при Владимире Мономахе, в то время как при Владимире 1 Русь была только что крещена.

Но посмотрим, кем знают былины Илью Муромца. Илья Муромец, не просто богатырь. Он зовется "старой казак". Термин "старой" в русских документах 10-11 в. применялся в значении - старший, главный. То есть Илья Муромец был главнокомандующим русских войск, об этом же говорят и его доспехи: "Одевает латы кольчуги золоченые ". Илья Муромец отличался не только в службе на Родине. По былинам он три года служил "у тальянского короля", то есть возглавлял армию, расположенную в Италии. Когда это могло быть? В 983 г. имперский сейм в Вероне принял решение изгнать из Италии греков и сарацин. Русь тогда была во враждебных отношениях с Византией и могла послать войска на помощь империи. В 1004 г. император Генрих 2 завоевал Ломбардию и сжег столицу Италии - Павию.

В 1016 г. русские войска высадились в Сицилии и Апулии, и в битве при Каннах греко-русская армия полностью разгромила соединенные силы лангобардов и норман. В 1090-98 г.в Италии воевали армии императора Генриха 4- мужа Евпраксинии Мономах. То есть Илья Муромец мог служить в Италии или в 983-1019 г. или в 1090-95 г.



Судя по былинам, Илья Муромец вел себя по отношению к властям довольно заносчиво, несмотря на попытку его заточить. Так в былине "Илья Муромец и голи кабацкие" рассказывается о том, как пришедший из Галича, под видом калики, Илья Муромец устраивает массовую пьянку и беспорядки в Киеве, сопровождающиеся разрушением зданий, а затем сообщает князю Владимиру:

Получай -ко сумму за зелено вино
Ты с донского казака ли с Ильи Муромца.
Я пойду теперь старик во чисто поле,
И на ту пойду дорогу на Латынскую,
И на ту пойду заставу богатырскую.

То есть, помимо известных богатырских застав по Днепру и Донцу, богатырские заставы стояли на Латинской дороге у Галича (вероятно центром этих застав был Великий Лвов, нынешний Львов, столица князей Галичины, крепость основанная войнами из рязанского Старого Лвова) и они тоже подчинялись Илье Муромцу. Подобное свободное отношение к князю Владимиру соответствует тому положению, при котором Владимир Мономах и предшествующие ему Всеволод и Святополк зависели от мнения киевских бояр, думы, населения неестествен но, воевод. Они могли не пустить князя на киевский престол - как дважды поступили с Владимиром Мономахом в 1093 г. и 1097 г., или призвать, как призвали его в 1113 г.

Исследователи считают, что Идолище - половецкий хан Итларь. Надо учесть, что Владимир Мономах заключил 19 миров с половцами. И лишь хан Итларь в 1095 г., на пиру в Переяславле, у Владимира Мономаха, был убит боярином Славятой и воеводой Ратибором. Вероятно, один из них и есть Илья Муромец былин мономахова времени. Скорее всего, это воевода Ратибор, так как в 1116 г., после войны с Византией - русские власти "посажа посадники по Дунаю", а в 1117 г. князь Вячеслав Владимирович и воевода Фома Ратиборич пытались с Дуная взять Доростол (Силистру) и посадить внука Мономаха на трон в Константинополе. Былины же говорят о чистке Ильей Муромцем дороги к Царыраду.

Былины называют основные деяния Ильи Муромца - это обеспечение безопасных путей из Руси в другие страны. Так в онежской былине "Три поездки Ильи Муромца" говорится, что Илья Муромец прочистил дорогу Латынскую, дорогу от Киева к Чернигову и от Киева ко Царю-граду.

Интересно, что былина говорит о походах в более широком диапазоне, чем летописи, которые не сообщают о действиях по "расчистка дороги ко Царюграду". Всвязи же с Латинской дорогой по летописям известны лишь походы на ятвягов и белых хорватов в Прикарпатье Владимира 1, разгром Владимиром Мономахом Волыни, Венгрии, Галича после мятежа 1117 г. и походы в Венгрию в 1121 - 23 г. Но по "Хронике" Стрыйковского: Владимир 1-в 989 г.-захватил Херсонес, Кафу и всю Таврику. Затем он воевал с Польшей (поход на Радом), перейдя Дунай, за один поход покорил - Болгарию. Сербию, Хорватию, Седмиградию (Трансильванию), Вятичскую, Ятвяжскую, Дулебскую земли и землю Волохов, Мултан и татар Бобручцы (т.е. Румынию). Ранее все они платили подати грекам. Видимо это и была расчистка дорог Латинской и Цареградской. Правда, в наших летописях известен только один поход с подобным охватом территории - это поход войск Батыя к последнему морю в 1240-42 г. Но и Владимир Мономах также завоевал Кафу и Фракию у греков.

Запомнилось былине и то, что, уходя по старости с поста Илья Муромец: Да воздвигнул живот в славный Киев град. Да построил он церковь соборную, Соборную да богомольную. Соборная церковь святого Ильи в Киеве на Подоле известна тем, что по летописи в 944 г. воины в ней приносили присягу соблюдать мирный договор с Византией. Либо Илья украсил храм, либо тексты договоров относятся к более позднему времени (модифицированы).

Но если неясно как в летописях отражен Илья Муромец, то вероятно ясно, откуда он родом - из города Мурома, из села Карачарова. Однако история Мурома, если на неё внимательно посмотреть, производит странное впечатление. Будто речь идет о двух разных городах, события в которых повторяются и внешне никак не связаны между собою.

Считается, что впервые Муром упоминается под 862 г., в известии о призвании варягов на Русь. Но свидетельство это спорное, упоминается не город, а народ мурома. О народе муроме в "Повести временных лет" сказано: "а по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой ". О муроме говорится и в "Житии Константина Муромского", составленном в 16 в. Но как утверждает современная археология: выделенная культура муромы - фактически вариант культуры мордвы, в 10 в. на её землях появляются славянские переселенцы и к концу 11в. мурома была полностью ассимилирована русскими. Так что, возможно, нельзя говорить о отдельном народе муроме на Оке. Из других народов в "Толковой Палее" и поздних списках русских летописей, среди племен по Оке, указан народ- мещера. Курбский в 16 в. считал, что мещера - мордва. Археологи утверждают, что к 11 в. мещера ассимилирована русскими, хотя мещеряки как этнос существовали и в 20 в. Археологически выделена отдельная культура в Рязано-Окском бассейне (до Касимова). О её населении ничего на известно из летописей, ученые считают, что это балто-мордовское смешанное население или местные аборигены, потомки городецкой культуры. К ней относилось поселение Старая Рязань в 6-8в. (с 8-9в. заселено славянами). Возможно, это и была летописная мурома.


Однако вероятно, что город Муром в 862 г. существовал. Далее в 980-1015 г. он входил во владения Владимира 1, затем был передан в удел Глебу Владимировичу (земли которого простирались до Рязани), после чего город управлялся киевскими великокняжескими, а затем черниговскими наместниками. И это при том, что рядом с Муромом имелись Ростово-Суздальские князья.

Затем в Муроме княжил до 1130 г. брат Олега Черниговского - Ярослав Святославович, в 1130-46 г. его сыновья: Юрий Ярославович, Святослав Ярославович, Ростислав Ярославович. В 1146-74 г. - княжил Юрий (Георгий) Владимирович, внук Ярослава Святославовича. Далее правили в 1174-1228 г.- Владимир Юрьевич и Давид Юрьевич. В 1228-39 г. - княжил Юрий Давидович, а затем в 1239-48 г. его сын Ярослав Юрьевич. Далее муромские князья не известны.

Но в 1351 г. - Юрий Ярославович - «обнови град свой, отчину свою Муром, запустевший отдовна" (т.е. при деде Юрия города Мурома не было, вероятно за 70 лет до этого город был по какой-то причине заброшен и в 1351 г. основана новая крепость). В том же 1351 г. - Муром захватил Федор Глебович (откуда он взялся историкам не известно), после 1392 г. - Муром удельное владение Московского княжества. А с 1408 г. Муром управлялся наместниками Московского князя. В Списке Русских городов, составленном в 1389-92 г., Муром относился не к Рязанским городам, а к Залеским, как Москва, Владимир или Вологда. Вероятно, он никогда не входил в Рязанское княжество.

Хотя в летописях нет указаний, но в житиях святых рязанской епархии указываются муромские князья: Петр Муромский, Константин и их сыновья Михаил и Федор, которые ввели христианство в Муромском крае и по Оке в 12-13 в. Подтверждается это и местной археологией. Между тем епархия в Муроме (Муромское епископство) была уже в 11 в. Вообще, историки путаются с датами строительства храмов в Муроме, по киевским летописям храмы строились в 10-11 в. (т.е. при Владимире 1 и еще до создания епархии), а по местным рязанским летописям и житиям в 1202-34 г. (то есть через двести лет после создания и успешного функционирования Муромского епископства, лишь в 14 в. замененного Рязанским).

Вероятно, имеет место смешение двух городов - одного в Черниговском княжестве - былинного Мурома, а другого на Оке, залеского Мурома, созданного как подобие первого и восстановленного в 1351 г.

К событиям, происходившим в первом, былинном Муроме, можно отнести битву Олега Святославовича со Святополком Изяславичем в 1096 г., когда Святополк и его союзник Владимир Мономах изгнали Олега из Чернигова. Тогда разбитые Олег и половцы ушли из Чернигова в Муром. Затем он занял Ростов и Суздаль, а половцы остались воевать в степях. Олег опять был разбит в Поочье и сохранил только Новгород-Северский.

К событиям в былинном Муроме относятся и то, что в 1088 г. и в 1189 г. Муром был взят и разграблен болгарами. Войны с болгарами вели Юрий (Георгий) Владимирович в 1146-74 г., Владимир Юрьевич и Давид Юрьевич в 1174-1228 г., они же воевали и с Рязанью. При Юрии Давидовиче в 1239 г. Муром сожгли войска Батыя. Муром же залесcкий основан вероятно в 11 в., так как сведений о археологии Мурома 10-11 в. - нет. Как сообщают археологи: не приведено убедительных доводов в защиту тезиса о русском городе Муроме (с 862 г.), муромское селище 8-9 в. очень маленькое, рост его начался только в 11 в. и связан уже с деятельностью русских переселенце в. Чаадаевское городище у Мурома считается тем районом, где имелся старый город. В нем найден один из крупнейших в мире кладов арабских монет - 45,2 кг. дирхемов 715-933 г. выпуска (т.е. зарытых после 933 г.), рядом с Муромом нашли 200 дирхемов зарытых после 996 г. Вообще в бассейне Оки найдена треть арабских дирхемов Восточной Европы. То есть обстановка на этой важной торговой артерии тогда была достаточно беспокойная. Но кладов 11 в., когда по сведениям археологов вырос русский город Муром, нет. К 12 в. это был крупный город, о чем говорит участие его войск в походе Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 г. - «придоша суждальци съ смольняны и с торопьцяны, муромцы и рязаньцы с полоцяны." (Интересно, что правившие по летописям в Муроме князья черниговского дома в этом походе не участвовали, что объяснимо, если представить, что правили они другим Муромом)"



Источник: http://unioncrownorion.ucoz.ru/publ/9-1-0-1780

Категория: Древняя Русь | Добавил: stergny (25.07.2008) | Автор:

Просмотров: 598 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

 

Всего комментариев: 0

 

Имя *:
Email *:
Код *:

 
 

Поиск

Популярные новости

[13.05.2008]
Очередная русалка


 
[14.07.2008]
Найдена пригодная для жизни планета


 
[30.09.2008]
Легенда о гигантской птице - правда!


 
[30.09.2008]
Находка у Саранской Горы


 
[03.10.2008]
В этом году с Солнца исчезли все "пятна" - на Земле возможен "малый ледниковый период".


 
[05.10.2008]
Монстры Чертова Борка.


 
[05.10.2008]
Новые фото аномального, запечатленные оцевидцами.


 
[06.10.2008]
Инвейтенет-остров пропавших людей на озере Рудольф (Кения)


 
[06.10.2008]
Ученые отправят на Марс механических стрекоз.


 
[07.10.2008]
Десять самых жутких сект мира


 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0