UFORUS - новый интернет журнал о мистическом и необъяснимом

 Другие новости


Наш опрос

Что вас больше интересует на сайте???
Всего ответов: 143


Категории

Небесные стержни [4]
.
НЛО [108]
.
Следы НЛО [5]
.
Истории и рассказы [13]
.
Вампиризм [6]
.
Аномалии [19]
.
Мифология [44]
.
Существа [26]
.
Астрология [25]
.
Нумерология [0]
.
Предсказания [18]
.
"Секретно" [7]
.
Хиромантия [20]
.
Древняя Русь [50]
.
Сонники [47]
.
Катастрофы НЛО [8]
.
Без рубрики [10]
.
Круги на полях [10]
.
Призраки [16]
.
Домовые [0]
.
Библия [4]
.
Др. Цивилизации [127]
.
Зазеркалье [0]
.
Катаклизмы [2]
.
Клонирование [0]
.
Космос [53]
.
Лох-Несс [3]
.
Луна [8]
.
Марс [3]
.
Метеориты [5]
.
Следы богов [1]
.
Снежный человек [3]
.
Технологии [10]
.
Третий Рейх [3]
.
Человек [27]
.
Магия [31]
.
Некрономикон [1]
.

Каталог статей

 

 


Гой еси, Илья Муромеец, Илья Муромец, сын Иванович!(часть 3)

Но былины указывают точное расстояние от Мурома до Киева. Так в былине "Илья и Соловей":

Он стоял заутрену во Муромли,
...Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

На просьбу показать ему прямоезжую дорогу на Киев, мужички черниговские отвечали:

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,
А й окольноёй дорожкой цела тысяща.
...А й как старый-от казак да Илья Муромец...
А он едет-то по славному чисту полю,
Прямоезжею дорожкой в стольнёй Киев град.

В печорской былине "Первая поездка Ильи Муромца" сказано, что:

Говорит-то его отец Муром:
-Ой ты мой старой да Илья Муромец,
Ехать тебе дорожкой прямоезжею
Прямоезжая дорожка да призапущена,
Призапущена дорога, призасорена,
Не ездят той дорогою тридцать лет.
Заселился там Соловей Рахматович...
А кругом дорожкой надо ехать три года.
...Поехал Илья в стольной Киев-град.
Наехал он на Соловья Рахматова на семи дубах.

То есть расстояние от Чернигова, расположенного рядом с Муромом, до Киева 500 верст по прямой, мимо дубрав. Окольная дорога занимала 1000 верст или три года. Указание на то, что к моменту поездки Ильи Муромца прямоезжая дорога была перекрыта тридцать лег, дает возможность определить время события.

Так письмо визиря Хасдаи из Испании в Хазарию в 954г. доставлено через "израелигов обитающих в земле тунгров (венгров)" на Русь, оттуда в Булгар и оттуда в Итиль- т.е. путь из Киева на Нижнюю Волгу и Дон был в это время закрыт. Позже князь Святослав в войне с Хазарией вначале шел на вятичей (в 964г.), затем на Волжскую Болгарию, потом на буртасов и на хазар. Заняв их столицу - Итиль, прошел в Семендер, затем на ясов и касогов, после чего взял Тмутаракань, Саркел и оттуда, пошел на Русь, но через владения вятичей (в 968г.), то есть окружным путем, обходя днепровско-донское междуречье. Вероятно дорога была блокирована печенегами и черными болгарами. Так в 971-972г. печенеги блокировали и уничтожили войско Святослава. О их силе говорит тот факт, что даже идя на Хазарию и имея не менее 60 тыс. человек профессиональных воинов, Святослав был вынужден обходить их земли.

Зато в 1185г. путь Игоря Святославича по русской земле из Новгорода-Северского шел по прямой, как раз через Ворсклу к Осколу и Дону, т.е. по тому пути, где в 10 в. не ходили русские армии.

Печенеги появились у Дона в 889г, в 914 г. на Руси. Константин Багрянородный в 948г. писал, что Русь и другие народы вынуждены быть в мире с печенегами, так как они иначе не смогут ни мирно жить, ни торговать из-за их нападений. После разгрома Святослава, в 992г. печенеги были разбиты у Трубежа. В 1021г. -печенеги совершили поход на Русь (но это было в гражданскую войну на Руси), в 1036 - второй поход на Русь, когда были полностью разбиты Ярославом Мудрым у Киева. Однако надо заметить, что в этом же 1036г. Ярослав устранил посадника Новгорода Константина Добрынича. князя Плесковского Судислава Владимировича и Мстислава Удалого - князя Черниговского и кагана Руского. Возможно, что к этому времени печенеги на Днепре были в подданстве Руси и война с ними у Киева, го есть внутри системы укреплений была вызвана централизацией власти). На Руси в середине 12в. печенеги, торки и берендеи создали союз Черных Клобуков - как союзное войско в Киевском княжестве. Простиралась Печенегия в 10 в. на месяц конного пути (1100км.). Учитывая эти факты, можно предположить, что Илья Муромец прибыл в Киев до начала строительства крепостей на Десне, в 988 г., скорее всего в 980-81 г., в самом начале правления Владимира 1, так как дорога была перекрыта в 950-51 г.

Соловей засевший в дубравах у перекрестья дорог - это вероятно печенежский князь, о чем говорит его прозвище: Одихмантьев сын или Соловей Рахматович, (печенеги к 990 г. приняли ислам). Если учесть, что основой военной политики Владимира 1 на юге была борьба с печенежской угрозой, то разгром и захват в плен, вероятно, наиболее сильного противника, совершенный не на ближайших подступах к Киеву, а в 500 км. от него, там где тридцать лет киевские войска не появлялись, произвел огромное впечатление на Русь. Во всяком случае, Илья Муромец стал старшим среди богатырей, т.е. фактически главнокомандующим.


Интересно, что Соловьева находится в 90 км. от Мурома и в 82 км. от Харькова, по трассе Харьков- Бахмач. В 50 км. от Мурома - поселок Печенеги.

Но как быть с близостью Чернигова? Напомним, что как крупный город, столица княжества - Чернигов на Десне стал известен с 1021-1060г., то есть через 20-60 лет после событий былины. При разделе уделов Владимиром 1- Чернигова, как столицы княжества, среди них нет. И это понятно, кто бы стал выделять как удел город, стоящий в 85 верстах от центра империи, и являющийся крепостью, прикрывающей её с севера. Столицей Чернигов стал лишь после гражданской войны 1015-21г., как центр владений Мстислава Владимировича, когда Мстислав разделил с Ярославом Русскую землю по Днепру. При этом новая граница прошла практически по самому Киеву как городу на Днепре. В такой ситуации для Мстислава резонно было укреплять и украшать пригород киевский. Хотя считается, что Чернигов с 10в. центр епископства, иногда совместно с муромским, но Чернигов крещен только в 992 г. Б.А.Рыбаков пишет, что в Чернигове церкви строились с 1031-36г. А само княжество обособилось с 1060г., (при Мстиславе - Чернигов его столица в 1021-1036г.), с 1097г. - по 1503г.-Великое княжество Черниговское. Вполне вероятно, что под его именем был еще один город. Ведь севернее Мурома расположен Белгород, а у всех Белгородов на Руси имелись парные города - Белъгород и Чёрнгород-болгарские, Бельгород и Чернъгород -киевские, значит должен быть и еще один Чернгород. Не уникален и сам Чернигов на Десне, так же первоначально назывался Сольвычегодск - Чернигов, до того как его подмыла река Вычегда. Судя по расстоянию от Киева и Мурома до былинного Чернигова- это Харьков. Хотя считается, что он основан в 17 веке, но тогда лишь возобновили крепость на посаде. В этом районе находились салтовские крепости с белокаменными стенами. Они существовали в 12в. по рекам Донец, Уд, Можа, Оскол, Тихая Сосна. Крепость в Салтове (в 25 км. от Мурома и 41 км. от Харькова) возникла в 8в. как центр дружинного войска, а в 1660г. на старых белокаменных стенах воздвигли новую дубовую крепость в 7 башен. Плотность крепостей здесь была очень высока. Например в 1116г. крепости Сугров, Шарукань (Торукань), Балин находились не далее 30 км. друг от друга. Всего в этом районе по Короче, Донцу, Осколу найдено множество городищ и 12 каменных крепостей, в том числе Дмитреевская на Короче (30 км. от Мурома), Нежегольская (25 км от Мурома) и Архангельская, которые археологи не изучали.

Что же касается Харькова, то Идриси в 1154 г. писал "От Славы (Переяславля) до Кокияны, близкого к Болгарам, 8 дней пути. Кокианы обитаем тюрками, известными под названием Руса". 8 дней пути - 200 миль или 394,4 км. Это расстояние от Переяславля до Харькова. У Димашхи, со ссылкой на Идриси, город Кокияны называется Каракатия (кара-ката - черная крепость по-тюркски), у Ибн-ал-Варди - Каркаяна или Каркаяния, у Ибн-Аяса - Каркбан (видимо это и было название Харькова, так в арабских источниках Киев это Кав, Канев-Кано или Киниов). Б.А.Рыбаков считал, что Кокиянах - это Шарукань - столица половцев Черной Кумании (ханов Шарукана, Кончака, Отрака) - Донецкое городище близ Харькова - у рек Харьковы и Лоиани. Интересно, что другое название места рождения Ильи Муромца не Карачирово, а Караков - аналогично Харькову или Каракатии. Определить время пути до Чернигова можно по былинам:

Он стоял заутрену во Муромли,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев град,
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

Между тем в "Поучении" Владимир Мономах говорит -" а из Чернигова я сотни раз скакал к отцу в Киев за один день, до вечерни". Расстояние от Киева до Чернигова на Десне 140км. Поэтому вероятно и былинный Чернигов находился по времени пути в былине не далее 35-50км. от Мурома. То, что былинный Чернигов отличался от Чернигова на Десне видно из былин. Так в былине "Илья и Соловей" сказано:

Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов град,
Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Фактически, согласно былине в Чернигове не было княжеского стола или великокняжеского правления, а город управлялся населением - мужичками (мужами) черниговскими, как и Новгород. В отличии от него, Чернигов на Десне в 10-11 в. управлялся великокняжескими наместниками, с 11 в. собственными князьями. Как видно Белгородский Муром отвечает всем требованиям Мурома былинного. Он находится в дубравах у Корочи, дорога на Киев идет 500 верст по чисту полю и дубравам, соседствует с землями болгар и печенегов. Но мало того следует обратить внимание на то, что на этой территории в 8-10в. находилась салтово-маяцкая культура, связываемая с аланами и болгарами. Б.А.Рыбаков отмечает, что район донецких салтовских городищ вероятно в начале 9в. (820е г.) вышел из состава Хазарского каганата и вошел в состав Руси, так как связь с Кавказом была потеряна из-за вторжения и господства в степях мадьяр. Причем в составе Руси этот район оставался и после, во всяком случае арабские купцы 9-11 в. считали его таковым. К тому же эта область считалась христианской в отличие от мусульманской Печенегии или Хазарии. Христианство у населения района Салтова появилось уже с 854г. Историки до сих пор не могут договорится о том, как называлось достоверно выделяемое в Подонье раннесредневековое государственное образование. Можно считать доказанным, что это было Муромское княжество. Весьма интересно и само имя Ильи. Несмотря на кажущуюся обычность, заметим, что обычно оно на Руси, но за её пределами употреблялось лишь в иудейской (Элиа) и части тюркской среды (Илиас), т.е. приурочено к соседям Хазарского каганата. Это также говорит в пользу происхождения Ильи Муромца из района салтовской культуры. О том же говорит имя его крестного отца (принятое дома), в былине "Илья Муромец и Калин царь" Илья Муромец кладет здравицу крестному отцу:

А й крёстному он батюшку в особи ну:
-А здравствуешь ты, крёстный ты мой батюшко,
А й Самсон сын Самойлович!
...А й же ты крёстной мой батюшко,
А Самсон сын Самойлович.

Именно в районе салтовских городов и могли быть распространены имена Илья, Самсон , Самойло, в отличие от Владимира, Добрыни, Соловья, Микулы. То есть и имена героев былин подтверждают существование Мурома на Белогородчине.

Вероятно в 10 веке был основан выходцами из Мурома и Карачирова на плодородных землях поймы Оки, у таких же как на юге белых обрывов Перемиловских гop город Муром (и село Карачарово), который благодаря своему местоположению скоро стал важным центром торговли. Может быть в нем проживали и потомки былинного богатыря Ильи Муромца. Былинный же Муром, постепенно утратил свое значение. Уже в 1154г. Идриси обозначает крупнейшим центром на Донце -Харьков. Тогда же от Мурома отделяется Рязань, а часть земель переходит в Черниговское княжество. Рязанское княжество постепенно заменило собой Муром. В 1206г. -войска Рязани, Чернигова и половцы совершили поход на Киев. В 1221г. когда в Крыму, в Судаке, высадились армии сельджукского султаната Рума, в борьбу с ними вступили, защищая свою землю, половцы и Рязань. И после в 14 в. Рязанское княжество простиралось на юг до городов на крайнем юге - Вердерева, Ломихвоста, Дубока у истока Дона, Корнике, Урюпеска. А Донская область вплоть до 16в. считалась зависимой от Рязани и лишь после ее вхождения в Московское государство, стала автономным владением. Вероятно в 14в. во время смут в Орде, Муромская епархия утеряла свое значение и была перенесена в Рязань, как потом Киевская митрополия в Москву, (но на Дону своя сохранялась до 1648г. Возможно это были последние следы Сарской -ранее Переяславской митрополии и Муромского Донского епископства). Вообще же мы мало представляем себе картину Руси былинного времени. Былины не согласуются с принятыми представлениями, но зато хорошо подтверждаются археологией. Вспомним утверждения о безграмотности населения Руси, никак не подтверждавшееся былинами и блестяще опровергнутые находками берестяных грамот.

То есть былины сохранили, в отличие от официальных летописей, и дела Ильи Муромца и помогли найти его родной Муром. Былины, при дальнейшем их исследовании могут помочь внести ясность в некоторые запутанные вопросы истории нашей Родины.



Источник: http://unioncrownorion.ucoz.ru/publ/9-1-0-1782

Категория: Древняя Русь | Добавил: stergny (25.07.2008) | Автор:

Просмотров: 681 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |

 

Всего комментариев: 0

 

Имя *:
Email *:
Код *:

 
 

Поиск

Популярные новости

[13.05.2008]
Очередная русалка


 
[14.07.2008]
Найдена пригодная для жизни планета


 
[30.09.2008]
Легенда о гигантской птице - правда!


 
[30.09.2008]
Находка у Саранской Горы


 
[03.10.2008]
В этом году с Солнца исчезли все "пятна" - на Земле возможен "малый ледниковый период".


 
[05.10.2008]
Монстры Чертова Борка.


 
[05.10.2008]
Новые фото аномального, запечатленные оцевидцами.


 
[06.10.2008]
Инвейтенет-остров пропавших людей на озере Рудольф (Кения)


 
[06.10.2008]
Ученые отправят на Марс механических стрекоз.


 
[07.10.2008]
Десять самых жутких сект мира


 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0