UFORUS - новый интернет журнал о мистическом и необъяснимом

 Другие новости


Наш опрос

Что вас больше интересует на сайте???
Всего ответов: 143


Категории

Небесные стержни [4]
.
НЛО [108]
.
Следы НЛО [5]
.
Истории и рассказы [13]
.
Вампиризм [6]
.
Аномалии [19]
.
Мифология [44]
.
Существа [26]
.
Астрология [25]
.
Нумерология [0]
.
Предсказания [18]
.
"Секретно" [7]
.
Хиромантия [20]
.
Древняя Русь [50]
.
Сонники [47]
.
Катастрофы НЛО [8]
.
Без рубрики [10]
.
Круги на полях [10]
.
Призраки [16]
.
Домовые [0]
.
Библия [4]
.
Др. Цивилизации [127]
.
Зазеркалье [0]
.
Катаклизмы [2]
.
Клонирование [0]
.
Космос [53]
.
Лох-Несс [3]
.
Луна [8]
.
Марс [3]
.
Метеориты [5]
.
Следы богов [1]
.
Снежный человек [3]
.
Технологии [10]
.
Третий Рейх [3]
.
Человек [27]
.
Магия [31]
.
Некрономикон [1]
.

Каталог статей

 

 


Индская цивилизация

Третьей древнейшей цивилизацией (после месопотамской и египетской) является индская (или Хараппская - по названию одного из центров), время возникновения которой ученые относят к 2500 г. до н.э.

Цивилизации древнего Ближнего Востока всегда входили в круг наших знаний благодаря Библии. А не менее древняя индская цивилизация была совершенно неизвестна вплоть до 20-х гг. нынешнего века. Хотя в сакральной литературе Индии есть прямые указания на существование индской цивилизации, они не принимались в расчет учеными. До XX в. в индологии господствовала точка зрения о сравнительно позднем возникновении индской цивилизации; начало ее соотносили с приходом индоарийских племен.

В 1921 г. Джон Маршалл раскопал главные городские центры индской цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. Открытую цивилизацию ученые обозначили как «первоиндийскую» или «протоиндийскую».

Территориальное ядро цивилизации располагалось в бассейне реки Инд. При благоприятных климатических условиях почва Индской долины способна давать два урожая в год: весенний («раби») и осенний («хариф»).

Говоря об обилии воды (речной, дождевой, колодезной) в долине Инда, следует учитывать и огромное религиозное значение, которое всегда имели индийские реки, являвшиеся объектом активного культового почитания, с которыми связывалось множество ритуалов и праздничных церемоний. С индийскими реками связаны и значительные людские передвижения, появление торговых центров.

К настоящему времени открыто более 100 индских поселений. Но особо выделяются два крупных городских центра - Мохенджо-Даро (в современном Синде, на Индской низменности) и Хараппа (в гористых районах Пенджаба). Между этими городами почти нет культурных различий, хотя расстояние между ними - 600 км. Американские ученые (Стюарт Пиготт и др.) высказали гипотезу, что эти города были двумя главными центрами (условно - «столицами») индской цивилизации. Такой «дуализм» характерен для политической организации Северной Индии и сейчас. Но не только два крупных центра, но и все мелкие (города, поселения) имеют между собой много общих черт.

Индский город был огорожен стеной, которая являлась своего рода демаркационной линией, отграничивающей центр от остального пространства. Одновременно стены служили и линией обороны, в особенности в районах поблизости от гор. По предположению ряда археологов, обводная стена призвана была также служить защитой от наводнений.

На примере индских городов можно говорить о первых известных в истории попытках целенаправленного городского планирования, что находится в разительном контрасте с беспорядочной застройкой месопотамских поселений.

Структура города была одинакова во всех районах цивилизации. Он делился на две части: I) цитадель, в которой располагались монументальные общественные административно-хозяйственные здания, возможно - резиденция правителя; 2) нижний город, где жили горожане. В Мохенджо-Даро цитадель была обнесена линией укреплений с массивными башнями из твердого обожженного кирпича. Одно из наиболее крупных сооружений, расположенных здесь (230?170 м), являлось резиденцией правителя (по другой версии - «училищем», где готовили жрецов для ритуальных церемоний). Другое массивное здание, возможно, представляло собой крытый рынок. Ряд археологов определяют его как «зал собраний», учитывая необычную структуру - большой зал с 5 проходами, образованными рядами кирпичных столбов.

В цитадели Мохенджо-Даро находился также большой бассейн (12х7 м, глубина 3 м). В бассейн можно было спуститься с обоих концов по лестнице, облицованной деревом. По одну сторону «большой купальни» находился закрытый портик, за ним - ряды небольших помещений. По другую - располагалось 8 маленьких купален, разделенных проходом, в центре которого был водосток. Исследователи предполагают, что и бассейн, и купальни, и помещения предназначались для особых омовений. В традиционной культуре Индии ритуальные омовения всегда имели существенное религиозное значение и заключали огромный смысл.

К западу от бассейна находилось еще одно внушительное сооружение - зернохранилище, занимавшее площадь свыше 1 тыс. кв. м, построенное из мощных кирпичных блоков, разделенных узкими проходами. На этой кирпичной платформе была возведена многоэтажная деревянная надстройка с окнами для вентиляции. Ученые считают, что это контролируемое государством зернохранилище при отсутствии денег играло роль своего рода государственной казны, дававшей средства существования как профессиональным рабочим, так и чиновникам городского управления. Внушительное по размерам зернохранилище, рассчитанное на одновременное хранение многих сотен тонн зерна (61х46 м), имелось и в цитадели Хараппы.

В нижнем городе располагались, как правило, жилые дома. Ученые полагают, что в Мохенджо-Даро проживало не менее 100 тыс. чел. Нижний город представлял квадрат или прямоугольник, пересеченный сетью улиц, которые тянулись правильными, строго параллельными линиями, пересекавшимися под прямым углом. Вла-сти следили за тем, чтобы при разрастании города не возникало кривых переулков. Все улицы были строго ориентированы с востока на запад или с севера на юг. Именно в этих направлениях дули ветры, устраняя застоявшийся воздух и отлично вентилируя улицы.

Крупнейшие магистрали имели длину до 1 км и ширину до 10 м, чтобы арбы и телеги могли свободно передвигаться. Главные улицы пересекались под прямым углом с узкими (1,5 м) улочками. Иногда углы специально закруглялись; небольшие столбы на перекрестках защищали здания от повреждений тяжелыми повозками, а немощеные улицы до сих пор хранят следы проходивших по ним тяжелых телег.

Главным строительным материалом был кирпич - обожженный и сырцовый. Жилые дома, двух-трехэтажные, были просты и удобны. Ил, мусор, пыль, пепел повышали уровень улиц, и дома постоянно приходилось надстраивать. Такая практика сохранилась на Востоке до сих пор.

В верхней части стен делались узкие прорези для доступа свежего воздуха, между этажами возводились лестничные переходы. Почти в каждом жилище имелся туалет с душем. «Подумать только, - отмечал итальянский археолог Габриэль Мандель, - туалеты здесь были даже в самых скромных домах, тогда как, к примеру, во внушительном Версальском дворце их не было ни одного, даже спустя целых четыре тысячи лет».

Крыши домов были плоскими, они покрывались утрамбованной землей. Сооружались водосточные глиняные желоба. На крыше горожане в душные летние ночи спали. При домах имелись глухие дворы, где находились очаги, готовилась пища, играли дети. Двор в хорошую погоду вообще становился центром домашней жизни. Там готовили, ели, шили, отдыхали, спали, беседовали.

Ряд зданий в нижнем городе Мохенджо-Даро был идентифицирован как мастерские для изготовления бус, текстиля и металлических изделий. Здесь же располагались строения барачного типа. где жили рабы или слуги, работавшие по найму. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что население, жившее в пределах городских стен, было хорошо материально обеспечено. Городская беднота селилась за пределами городских стен, и их глинобитные хижины в условиях частых наводнений не сохранились до наших дней.

Особо следует сказать о системе городской канализации, которая представляется наиболее совершенной на Древнем Востоке, являясь образцом великолепного санитарного строительства, не превзойденного в древности. На каждой улице и в каждом переулке имелись выложенные кирпичом каналы, куда впадали узкие стоки, ведущие из домов по обеим сторонам улицы. В илистый раствор, скреплявший кирпичи, добавлялись известь или гипс для водоне-проницаемости. Грязь и нечистоты, перед тем как попасть в каналы, во избежание засорения последних проходили через специальные отстойники.

На окраинах города сооружались большие кирпичные стоки со ступенчатым сводом для отвода дождевой воды и наполнявшиеся лишь при сильных муссонных ливнях. Столь же удобным и налаженным было водоснабжение в городах, что подтверждается значительным количеством выложенных кирпичом колодцев. Такие колодцы были во всех крупных домах в специальных помещениях; в некоторых из них были сделаны специальные сиденья. Видимо, колодцы являлись традиционным местом встреч, где происходил обмен городскими новостями.

В Мохенджо-Даро в нескольких зданиях на углах улиц находились небольшие помещения с плотными кирпичными полами и чашеобразными углублениями в них. Ученые предполагают, что это харчевни, а в углублениях стояли сосуды с зерном, напитками, едой. Вполне возможно, что в них собирались торговцы, другие горожане - и для совершения сделки, и для того, чтобы перекусить, побеседовать, узнать свежие городские новости.

Основой индской экономики являлось земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, бобовые, дыню, в отдельных районах - рис. Новые раскопки в Калибангане указывают на знакомство жителей с плугом. В садах росли финиковые пальмы. Было налажено выращивание хлопка (первый известный нам пример в мировой истории). Индия стала и первой страной, освоившей хлопкоткачество и наладившей вывоз хлопковых тканей, оставаясь их экспортером и в течение последующих четырех тысяч лет. Существовала разветвленная ирригационная система.

Жители деревень имели в своих хозяйствах одомашненный крупный рогатый скот, верблюдов, лошадей, свиней, овец, собак, кошек. Возможно, был уже приручен и слон (на отдельных найденных печатях есть изображение слона вместе с предметами, изготовленными человеком).

Помимо ткачества ремесленники специализировались в металлургии, строительном деле, судостроении, в изготовлении плугов, повозок, музыкальных инструментов и т.д. Железа в городах цивилизации не обнаружено. Но на территории только Мохенджо-Даро найдено около 2 тыс. различных металлических предметов из бронзы, меди, свинца, олова, золота, серебра, электрона. Было известно искусство художественного литья, о чем свидетельствует найденная бронзовая статуэтка «танцующей девушки», датируемая 2000 г. до н.э. Горшечники уже пользовались гончарным кругом.

Искусные мастера создавали крошечные фаянсовые фигурки овец, собак, кошек, белок, обезьян, скульптуры из камня и кости. Очень развито было ювелирное дело - найдены фаянсовые браслеты, бусы в золотой оправе.

Важную роль в экономике индских городов играла торговля. Раскопки в городе Лотхале (2100-1900 гг. до н.э.) открыли первый портовый город индской цивилизации. Наибольший интерес представляет прямоугольное сооружение (225?37 м), облицованное обож-женным кирпичом, вделанным в водонепроницаемый битум. На одном конце имелись шлюзовые ворота, что позволяет считать это сооружение предназначенным для размещения судов во время отлива. Рассматриваемое портовое сооружение можно считать первым и в мировой истории.

Многие факты говорят о существовании хорошо организованной торговли на далекие расстояния. Лазурит поступал с территории современного Афганистана, нефрит - из Бирмы или из более далекого Китая.

Велась активная морская торговля и сухопутная (через Иранское нагорье). Выявлены и центры-посредники транзитной торговли между Индом и Месопотамией - остров Бахрейн в Персидском заливе и маленький остров Файлак у Кувейта. Раскопки на последнем велись датской экспедицией под руководством Джеффри Бибби.

Огромные зернохранилища, совершенная канализационная система, городская планировка, хорошо организованная внешняя торговля - все это предполагает существование централизованного управления, сильной администрации. О том же говорит наличие мощных цитаделей, господствовавших над индскими городами. Но что представляло из себя централизованное управление? Кто стоял во главе государства: жрецы, как первоначально в городах-государствах Шумера, светские цари, как позже в Месопотамии, боги-цари, как в Египте? Как далеко простиралось могущество аристократии, правителей? Ответов на эти вопросы у ученых пока нет. К настоящему времени не раскопано ни одного дворца, не открыто ни одной цар-ской гробницы, не найдено ни одного артефакта, который можно было бы идентифицировать как символ царской власти или привилегии. Но ученые предполагают, что необычайное культурное единство на столь обширном географическом пространстве могло поддерживаться лишь при наличии сильно централизованной, авторитарной, иерархической социально-политической системы.

Важным показателем высокого уровня индской цивилизации является наличие письменности. Надписи сохранились на керамике, на небольших медных табличках и, главным образом, на печатях. Индский шрифт, считают исследователи, состоит приблизительно из 400 символов-иероглифов. Число обнаруженных надписей достигает почти трех тысяч, но объем текста весьма незначителен. Число знаков на печатях редко превышает 10 (максимальное - 20, минимальное - 1, среднее - 5).

Что известно о религиозных верованиях представителей инд-ской цивилизации? Находки большого числа женских терракотовых статуэток позволяют предположить существование культа матери-земли. Мифологические сцены на печатях свидетельствуют об обожествлении некоторых видов растений и животных. Поклонялись жители огню и воде (в Калибангане открыты остатки алтарей). На некоторых печатях изображено трехликое божество в окружении животных, что напоминает позднейшего бога Шиву в образе Пашупати - «Владыки скота».

Исследователи считают, что отдельные здания в главных центрах на Инде явно имели сакральное значение. Англичанин М. Уилер полагает, что «серия строений» к востоку от цитадели в Мохенджо-Даро составляла часть храмового комплекса (в одном из помещений еще экспедицией Дж. Маршалла был найден бюст «бородатого мужчины», который в научной литературе условно именуется «жрецом»). К протоиндийской цивилизации, вероятно, восходят такие распространенные позже культы, как культ матери-богини, носорога (как прототипа однорогого вепря - авантары главного бога вишнуизма). Крупнейший индийский религиовед и санскритолог Р.Н. Дандекар видит в индской религии истоки индуизма.

Математика была развита в Индии с глубокой древности. В Мохенджо-Даро найден обломок линейки из раковины, в Лотхале - часть линейки из слоновой кости. Для арифметических простых операций применялся специальный счетный прибор (возможно, прародитель «абака», употреблявшегося в эллинистическом мире и средневековой Европе).

В первоиндийской цивилизации развивалась астрономия, существовали календарь и хронология. Протоиндийский год делился на два полугодия между зимним и летним солнцестоянием. Кроме того, его подразделяли на 6 сезонов - каждый из двух месяцев или четырех полумесяцев. Выделялись периоды равноденствия. Именно в индской цивилизации стала известна система «лунных стоянок». В Мохенджо-Даро обнаружены каменные астрономические обсерватории.

Причины упадка индской цивилизации до конца не прояснены. Упадок наступил в индских городах не одновременно: в Мохенджо-Даро - в ХVIII в. до н.э.. в Лотхале - в ХVI-ХV вв. до н.э., в Калибангане - в XIII-XII вв. до н.э. и т.д. В наибольшей степени кризис поразил крупные центры цивилизации. Свидетельства упадка очевидны: забрасывались здания, на развалинах общественных зданий вырастали неказистые домишки, многие помещения перестраивались с использованием старого кирпича. На главных улицах появлялись гончарные печи. Хирела торговля. Ослабло ремесленное производство и т.д.

Выдвигаются различные версии. Наиболее ранняя и до сих пор распространенная в литературе точка зрения сводится к тому, что индские города были разрушены вторгшимися чужеземцами. Мохенджо-Даро - единственный город, как будто бы подтверждающий это. В нескольких районах города найдены разбитые скелеты мужчин, женщин, детей - бесспорное свидетельство того, что люди были беспощадно изрублены. Но тогда нет ответов на вопросы: Почему цивилизация площадью около 2 млн. кв. км распалась после гибели одного из своих центров? Почему пришельцы не тронули северные города, лежавшие на их пути к Мохенджо-Даро?

Наиболее аргументированными являются версии упадка инд-ской цивилизации, связанные с факторами экологическими: изменением уровня морского дна, изменениями в направлении муссонов, эпидемиями, вспышками неизвестных ранее болезней, засухой вследствие интенсивной вырубки лесов, засолением почв и наступлением пустыни как результатом масштабной ирригации, изменением русла Инда в результате тектонического толчка и последовавшего затем наводнения.
 
Древнеиндийская цивилизация в период расцвета. Государственность. Социальная структура.
 

По материалам археологии, жители индской цивилизации расселялись после упадка своих городов в разных направлениях - в Центральную Индию, Декан, на восток и т.д., оказывая немалое влияние на местные культуры. Примерно в середине II тысячелетия до н.э. началось постепенное проникновение в Индию индоарийских племен. Середина III тысячелетия до н.э. являлась временем индоиранского единства (в пользу чего говорят сходные явления в культуре и религии, большая близость языков древних иранцев и индоарийцев). Разделение произошло уже после середины II тыс. до н.э., когда одна часть племен обосновалась в Иране, а другая продолжала движение в Индию. Среди индоиранцев получил широкое распространение термин «арья» - «благородный». Им именовали себя члены племен, которым принадлежали власть, привилегированное положение в племенных союзах. Не случайно индоиранские по языку племена часто в научной литературе называются арийскими (древнее название иранского нагорья - Ариана). Переселившиеся в Индию племена получили название индоариев или индоарийцев.

Проникновение индоарийцев в Индию, становление древнеиндийской цивилизации ранее было принято рассматривать как завоевательное вторжение племен высшей расы, которые частью уничтожили, частью поставили в подчиненное положение местное население, стоявшее на низшей ступени развития. Однако открытие и изучение индской цивилизации показало, что достигнутый цивилизационный уровень был выше, нежели у пришельцев. Ясно, что почти все достижения древней индийской культуры, прежде чем стать «индийскими», были «протоиндийскими», были созданы за много веков до прихода ариев, перенявших у протоиндийцев достижения их цивилизации.

Наиболее значимым достижением в истории Индии во второй половине II тысячелетия - первой половине I тыс. до н.э. стало освоение и заселение долины Ганга, покрытой ранее джунглями и болотами. Это было достигнуто благодаря освоению выплавки железа, что, впрочем, не стоит связывать исключительно с появлением индоариев (как и появление лошади).

Города в долине Ганга возникают достаточно поздно. Ни один из обнаруженных нет оснований датировать ранее VIII в. до н.э. Да и поздние не сравнить по масштабам с Мохенджо-Даро, Хараппой. Имеются данные о существовании профессионального купечества, ростовщиков. В качестве мерила стоимости использовались коровы и популярные шейные украшения - нишка. В конце VI в. до н.э. появились первые предшественники металлической монеты - небольшие бруски серебра с клеймом, удостоверяющим качество.

Среди древних индийцев получило широкое распространение предание «о четырех веках». В первом из веков - «Совершенном» («Крита») - люди наслаждались счастливой жизнью, не знали болезней, изматывающего труда, частной собственности, общественного неравенства. Все были наделены добродетелями, поэтому и не было надобности в государстве. В течение каждого из последующих веков (века «Трета», «Двапара», «Кали») добродетель уменьшалась на одну четверть. Особенно бедственным оказался 4-й век - «Кали» («темный», «грешный»). Людей одолели разнообразные пороки. Людские отношения характеризуются обманом, угнетением, оскорблением. Только царь посредством суровых наказаний может удержать людей от взаимного истребления.

Политическая карта долины Ганга к середине I тысячелетия до н.э. представляла калейдоскоп небольших государственных образований, часто распадавшихся. Наиболее сильными государствами в то время были Магадха и Кошала. Во главе стоял царь (раджа), выступавший верховным распорядителем земли, возглавлявший войско, считавшийся главным защитником «дхармы» - правил добродетельной жизни. Государственный аппарат не отличался особой сложностью. К постоянным должностям можно отнести казначея, военачальника, сборщика налогов, придворного жреца. В источниках есть упоминание и о шпионской службе. Большое значение придавалось игре в кости, с помощью которой узнавали судьбу или волю богов. Не случайно, что «бросающий игральные кости» входил в число царских советников. Ряд придворных носили титулы, которые касались их ритуальных функций во время царского пира: «тот. кто режет мясо», «тот, кто раздает» (место на пиру свидетельствовало и о месте, роли человека при дворе).

В целом для политической эволюции Индии характерно преобладание недолговременных государственных образований. Что в данном случае необходимо иметь в виду? Отсутствие сильной, устойчивой во времени, централизованной государственной власти можно связывать с особенностями социальной структуры индий-ского общества, для которой присущи жесткие статусы-сословия (варны, затем - касты). Варновая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, выполняя административно-регулирующие функции в обществе.

Термин «варна» характеризуется понятиями «вид», «разряд», «цвет». Варны - замкнутые группы людей, занимающие строго определенное место в обществе; принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась, а браки заключались только внутри варны. Варн было 4: брахманы - жрецы, обладавшие монополией на умственный труд; кшатрии - воины (военное дело и управление); вайшьи (земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники) и шудры (рабы и бесправные, удел их - низменный труд). Согласно преданиям, жесткое разделение общества на сословия-варны извечно. Из уст первочеловека Пуруши появилась варна брахманов, из его рук - варна кшатриев, из бедер - вайшьи и, наконец, шудры - из ступней мифического первочеловека.

Характерной чертой системы варн являлось противопоставление трех высших варн низшей варне шудр. Члены трех высших арийских варн назывались «дваждырожденными», поскольку в детстве проходили через обряд посвящения (инициации), считавшийся равным второму рождению (на шею надевался шнур, материал и цвет которого соответствовали варне). Этот обряд давал право на обучение профессии и занятиям предков, позволял каждому «дваждырожденному» затем стать домохозяином. Шудры не могли претендовать на право обладания землей, на занятие ответственных должностей в государственном аппарате.

Система жестких сословных перегородок освящалась религией Вед. Веды (складывались с III тысячелетия до н.э.) - сборники гимнов в честь богов, жертвенных формул и заклинаний. Всего Вед было 4, первой и важнейшей являлась Ригведа (1028 гимнов богам). Вокруг Вед складывалась так называемая «ведическая литература» - толкования и комментарии на Веды. Наиболее значительными стали Упанишады (от «упа-нишад» - «сидеть около» ног учителя). Жизненный путь представителя высшей варны был «запрограммирован», расписан. Брахман проходил в жизни 4 этапа: ребенком он изучал Веды в доме учителя; в молодости становился главой семьи и дома - мужем и отцом; на склоне лет он покидал дом, становясь отшельником-араньяком; к концу жизни он подходил нищим странником, постигающим и развивающим скрытую мудрость Упанишад.

Читать и изучать Веды и комментарии могли лишь мужчины трех высших варн, женщинам и шудрам путь был заказан. Шудры не могли даже слушать чтение Вед, принимать участие в жертвоприношениях. Речь идет о весьма жестком и даже жестоком ограничении в обществе, где была столь значимой ритуальная сторона.

Согласно представлениям древних индийцев, если тело смертно, то душа, напротив, вечна. Жизнь они рассматривали как бесконечную цепь перерождений, как странствие души по все новым и новым телам (это странствие получило название «сансары»). Каждое новое перерождение зависит от поведения человека в предыдущей жизни, накопленной «кармы» - суммы добрых и злых дел. Сам термин «карма» (действие) означает не только поведение, но и воздаяние, составляющие единство.

Человек рождался в своей варне и принадлежал ей. Появление в той или иной варне трактовалось как следствие поведения человека в прежних рождениях. Дурная карма обеспечивала переселение в низшие варны или даже в животных, средняя - возрождение на том же самом социальном уровне, хорошая карма была гарантом рождения в высшей варне.

Концепция сансары наложила отпечаток на всю духовную культуру индийцев. Одна из ее важнейших черт - принцип «а-хинсы» - непричинения вреда всему живому (ведь в каждой мошке и травинке, птице и звере сокрыта душа, «отрабатывающая» прежнюю карму). Система йоги запрещает причинять вред живому существу не только действием, но и словом и даже мыслью,

С другой стороны, концепция сансары, эта принципиальная идея религии «Вед», стимулировала так называемое кармическое мышление, стремление людей к улучшению своей кармы в надежде на лучшее будущее. Она на века обезопасила Индию от социальных взрывов, потрясений: нужда, нищета, рождение среди обездоленных, тяжкий труд осознавались как следствие предыдущей греховной жизни, как вина самого человека. Не случайно, что в Индии (в отличие от соседнего Китая) не было социальных конфликтов в значительных масштабах. Причем целью жизни индийца было не простое улучшение кармы, а полное выпадание из круга перерождений, достижение освобождения - «мокши». Считалось, что достичь его может только брахман-аскет: он приобретает с годами воздержания огромную энергию («тапас»), которая позволит ему возвыситься над законом кармы, достичь божественных миров и раствориться в них. Комплексом практических действий, направленных на подобное освобождение, и является широко известная йога.

Система варн со временем приобретала все более жесткий характер, принимая по мере появления все новых разрядов вид системы каст. Основные принципы оставались неизменными: существование четырех варн, неравенство их прав и обязанностей, принадлежность к варнам по рождению. Вместе с тем к концу I тысячелетия отчетливо виден ряд изменений. Происходило сближение двух низших варн. Стала заметной дифференциация внутри двух высших варн. По мере роста числа брахманов немалая часть их начинает прибегать к занятиям, далеким от традиционных (брахманы - земледельцы, ремесленники, пастухи, лекари, актеры и даже слуги). Происходили изменения и в варне кшатриев. Многие кшатрийские роды хирели; число кшатриев уменьшалось в результате войн; представители варны кшатриев становились тюремными стражниками, телохранителями, а некоторые - даже торговцами и ремесленниками.

Сдвиги видны и в двух низших варнах. Иные разбогатевшие вайшьи попадали в государственный аппарат в качестве торговых агентов царя, сборщиков податей и др. Хотя ни о каком равноправии шудр говорить не приходится (сохранялись ограничения в выборе профессии, места жительства и т.д.), можно привести примеры, когда состоятельные шудры нанимали слуг из среды «дваждырожденных» и даже брахманов. Интересно, что в целом ряде версий мифа «о четырех веках» есть констатация, что в последний «грешный» век главную роль начинают играть шудры. Вроде бы речь идет о явном «сгущении красок». Но тем не менее исследователи столкнулись с таким удивительным явлением, как появление даже цар-ских династий из шудр. Так, к IV в. до н.э. относится возникновение империи Нандов, объединившей все государства долины Ганга и даже Южной Индии. Основателем династии считался Уграсена Нанда, сын цирюльника, представитель варны шудр. Не случайно все более поздние источники были исполнены ненависти и презрения к династии Нандов.

Знакомясь с эволюцией системы варн, можно видеть, что в рамках варн возникали более узкие объединения, своего рода «субварны». Жизнь постоянно рождала конфликты, связанные с браками или сожительством членов различных варн, что заставляло вводить разграничение представителей варны на чистых и смешанных, а смешанных - на тех, одним из родителей которых был член более высокой или более низкой варны. В обществе жили стоявшие вне варн рабы-иноплеменники. Образовывались группы людей, занимавшиеся нечистыми работами. Все эти факторы повлияли на возникновение системы каст («джати»). В современной Индии насчитывается 2-3 тыс. каст.

Отличием каст от прежних варн было то, что джати представляли собой корпорации, то есть им была присуща внутренняя организация: органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, правила общения между членами джати, свои обычаи, привычки, украшения. Каста отстаивала интересы своих членов, предоставляла помощь, помогала искать работу. Однако основной принцип оставался прежним: принадлежность каждого к своей касте определялась рождением и охватывала всю жизнь.

Особую группу составляли те, кто имел нечистые профессии (мусорщики, кожевники, убойщики животных, палачи, знахари, актеры и др.). Касты-джати оформлялись в основном в пределах варн вайшьев и шудр, но вышеназванные группы оказывались вне системы варн и рассматривались в качестве «неприкасаемых», ибо одно лишь прикосновение к представителям такой касты оскверняло членов четырех варн (даже шудр). Положение «неприкасаемых» в традиционном индийском обществе в социальном отношении было более тяжелым, чем рабов. Неприкасаемых презирали, от них шарахались, как от прокаженных.

В IV в. до н.э. Индия пережила вторжение войск Александра Македонского. Он, укрепив свое господство в Средней Азии, двинулся в поход в Индию, переправился через Инд и в 326 г. до н.э. разбил царя Пора в битве на берегу реки Гидасп. Но идти дальше на восток македонские воины отказались, потребовали возвращения домой, и Александр повел свое войско по течению Инда (по другой версии, в долине Ганга государства уже были объединены царями страны Магадха в одно сильное государство, на которое Александр Македонский напасть не рискнул).

Наиболее влиятельной в истории Древней Индии и государства Магадхи была династия Маурьев. Основание этой династии связывается с Чандрагуптой Маурьей (из варны кшатриев), который в 317 г. до н.э. сверг Дхану Нанду и обосновался в Паталипутре (ныне - г.Патна). По имени рода Маурьев и называют обычно их государство («империя Маурьев» - 317 - 180 гг. до н.э).

Рядом с Чандрагуптой неизменно находился его главный министр, советник Чанакья (или Каутилья) - умный и хитрый государственный деятель, которого современные исследователи даже называют «индийским Макиавелли». В начале XX в. ученый Индии  Р. Шамашастра открыл и опубликовал трактат «Артхашастра» («Наука политики», или «Наука о достижении полезного»), составление которого традиция упорно приписывает Чанакье. Это стало сенсацией в индологии, вызвало переворот в сложившихся представлениях о всепроникающей религиозности и мистическом характере древнеиндийской цивилизации.

По преданию, Чанакья принадлежал к известному брахманскому роду; в юности легко постиг секреты всех наук. Именно ему традиция приписывает и главную роль в свержении царя Нанды и утверждении властителем огромной империи Чандрагупты.

Книга Каутильи стала своего рода рациональным руководством по «науке государственного управления». Причем рекомендации обращены и непосредственно к царям: как правильно планировать занятия государственными делами, принимать меры для личной охраны, выбирать жреца, советников, строить отношения с сыновьями, отправлять в соседние страны послов и «группы тайных агентов» и т.д.

Политическую власть Каутилья связывает и с проблемами экономики, критикует тех, кто не включает хозяйственные вопросы в число важнейших проблем государства и политики, дает конкретные рекомендации администраторам, контролировавшим сбор и хранение материальных средств.

Трактат содержит важнейшие сведения о государстве и межгосударственных отношениях. Традиционных элементов государства было 7: царь, министр, город, сельская местность, казна, войско и союзник. Идеальными чертами царя называются справедливость, щедрость и верность слову. Царь обязан принимать меры для процветания своего государства, прокладывать дороги, осушать болота, защищать население и т.д.

В качестве главной задачи внешней политики Чанакья выделяет «расширение власти царя над все более обширным кругом правителей». Как? Посредством шести методов (гун): мир, война, поход, выжидательная политика (выжидательное положение), поиск помощи и двойственная политика. Миру отдается явное предпочтение. Война рассматривалась как крайнее средство, когда исчерпаны все другие. Ведь даже успешная война имеет негативные последствия - потери, расходы и т.д. Но целая книга трактата посвящена способам ведения войны (если уж она неизбежна).

В то же время рекомендации правителям отходят от принципов морали. Так, после подписания мира с более сильным врагом можно «наносить вред делам другого, используя его начинания», привлекать «тайных агентов», переманивать «нужных» людей (союзников, знать, чиновников).

Большое внимание Чанакья уделяет злу внутреннему - беззаконию чиновников, опасности со стороны войска, готового к мятежу или измене, yгpoзe голода и др. Будучи сторонником сильной власти, лучшим спасением от всех внутренних невзгод Каутилья считает наказание. Характерно, что во многих источниках Древней Индии «политика» в целом называется «данда-нити» («Наука о наказании»). «Царь с грозным жезлом вызывает страх у существ... Люди, принадлежащие к четырем кастам и четырем ступеням жизни, сохраняются царем при помощи жезла... мир погибнет от смешения каст».

XI книга трактата представляет особый интерес, так как содержит сведения о формах государственного устройства Древней Индии. Данные труда о сосуществовании монархий и республик подтверждаются другими известными историческими источниками. Будучи убежденным монархистом, Чанакья все же отмечает демо-кратический характер республик, их внутреннюю монолитность, признает, что «в силу своей сплоченности объединения неодолимы для других». И... тут же дает советы царю посылать туда наблюдателей-шпионов, чтобы сеять вражду и смуту, вызывать разногласия. Каким образом? Использовать имущественные и социальные различия в республиках - сеять рознь между «партиями» и представителями враждебных группировок внутри правящего сословия, Монарху дается совет «поддерживать более слабую сторону деньгами и военной силой».

В целом «Артхашастра» входит в число произведений, которые индуизм признает важными и полезными, несмотря на то, что и религиозные догмы автор рассматривает прагматически, с точки зрения выгоды. Не случайно из четырех основ (религиозный принцип - дхарма, обычай - чарита, юриспруденция - въявахара, указы царя - раджа-шасана) предпочтение отдается последним.



Источник: http://unioncrownorion.ucoz.ru/publ/126-1-0-1367

Категория: Др. Цивилизации | Добавил: stergny (25.07.2008) | Автор:

Просмотров: 678 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

 

Всего комментариев: 0

 

Имя *:
Email *:
Код *:

 
 

Поиск

Популярные новости

[13.05.2008]
Очередная русалка


 
[14.07.2008]
Найдена пригодная для жизни планета


 
[30.09.2008]
Легенда о гигантской птице - правда!


 
[30.09.2008]
Находка у Саранской Горы


 
[03.10.2008]
В этом году с Солнца исчезли все "пятна" - на Земле возможен "малый ледниковый период".


 
[05.10.2008]
Монстры Чертова Борка.


 
[05.10.2008]
Новые фото аномального, запечатленные оцевидцами.


 
[06.10.2008]
Инвейтенет-остров пропавших людей на озере Рудольф (Кения)


 
[06.10.2008]
Ученые отправят на Марс механических стрекоз.


 
[07.10.2008]
Десять самых жутких сект мира


 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0