(самоназв. Dogom, Dogon и др., ед. ч. Dogone; фула Haɓe, ед. ч. Kado, букв. «язычники») — народ на юго-востоке Мали (юг области Мопти). Живут (компактно или смешанно с фульбе) в труднодоступном районе вокруг уступа Бандиагара, на прилегающем плато и равнине Сено, а также в нескольких приграничных селениях Буркина-Фасо.
Говорят на догонских языках. Многие также в разной степени владеют фула, играющим роль лингва-франка для некоторых групп догонов, взаимопонимание между которыми затруднено или невозможно, и бамана. Французским, государственным языком Мали, владеют единицы.
Общая численность около 800 тысяч человек (2007, оценка). В основном мусульмане, в ряде районов сохраняются традиционные верования, около 10% — христиане (католики и протестанты).
Этно-лингвистическое деление
По языковому критерию догоны разделяются на несколько крупных и множество мелких групп. Свои языковые особенности (иногда очень значительные) имеются практически в каждом догонском селении. В приведённой таблице они отсортированы по языковой принадлежности и численности. Небольшая группа бангана, находящаяся в ареале северных догонов, отделена от последних в связи с тем, что по некоторым современным представлениям их язык не входит в догонскую семью и рассматривается как изолят.
Народ |
Язык |
Численность |
Расселение (на территории Мали, если не указано дополнительно) |
Примечание |
южные догоны |
доон |
томо-кан |
178 000 |
168 тыс. человек на юго-западе от г. Банкас, около 10 тыс. человек в Кот-д’Ивуар и Буркина-Фасо |
|
того |
тене-кан (того) |
92 232 |
|
|
тенгу |
тене-кан (тенгу) |
67 788 |
|
|
восточные догоны |
дьямсай |
дьямсай |
164 000 |
между городами Коро и Бумбум |
|
торо-тегу |
торо-тегу |
3654 |
|
|
центральные догоны |
томмом |
томмо-со |
75 852 |
|
говорят на наречиях центральнодогонского языка |
торо (бомму) |
торо-со |
63 000 |
|
доном |
донно-со |
57 000 |
в районе г. Бандиагара |
западные догоны |
момбо (колум) |
момбо-со (колум-со) |
24 000 |
|
|
ампари |
ампари |
6552 |
|
|
северные догоны |
бондум (довой) |
бондум(-дом) |
31 000 |
к северу от плато Бандиагара, основное поселение — Борко |
|
догул |
догулу(-дом) |
20 000 |
к северо-востоку от г. Бандиагара |
|
тираниге (дулери) |
тираниге-дига |
5292 |
|
|
|
тебул-уре |
3500 |
|
|
нанга |
нанга(-дама) |
3150 |
|
|
янда |
янда(-дом) |
2500 |
|
|
буду |
буноге |
882 |
|
|
|
ана |
500 |
|
|
|
бангана |
бангери (бангиме) |
1512 |
на северо-западе от г. Бандиагара |
говорят на изолированном языке |
Всего |
790 102 |
История
Догоны возводят себя к правящим группам Древнего Мали. Согласно этногенетическим преданиям, их предки, теснимые фульбе, пришли в 10-12 веках с верховий Нигера — из страны Манден, вытеснив местное население (телем или курумба) и частично усвоив их культуру и, очевидно, переняв их языки. От телем остались пещерные святилища и погребальные комплексы в скалистых отрогах восточной и южной Бандиагары (среди инвентаря — керамика, наконечники стрел и копий, бронзовые и железные браслеты, деревянная скульптура, фрагменты ткани, плетения и т. п.). О прямых контактах догонов с телем традиция не сообщает. Связь с народами манден подтверждается социальными связями родовых групп, близостью искусства, танцев, обрядов и т. п. В 16 веке догоны входили в раннегосударственное образование Сонгай, в 16-19 (в разной степени вовлечённости для различных групп) — в Масина. Контакты догонов с исламизированными фульбе, начавшиеся на рубеже 18-19 веков, привели к захвату последними Бандиагары к середине 19 века.
Традиционная культура
Деревянная догонская статуя, возможно, фигура предка, 17-18 век
Традиционная культура типична для народов Суданской подобласти Западной Африки. Её изучение было в середине 20 века монополизировано представителями школы М. Гриоля, что привело к игнорированию сложившихся ранее альтернативных взглядов (Л. Деплань и др.). В культурном отношении различаются догонов плато и предгорий, подступающих к долине Нигера (центральные, западные и северные догоны), и догонов цепи горных уступов и равнины Сено к юго-востоку от них (южные и восточные догоны). Изолированное положение страны догонов способствовало консервации архаичных элементов культуры либо вторичной архаизации. Основные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие, в горах — террасное, местами — ирригационное (сорго, просо-элевсина, бобы; основным предметом обмена и торговли служит лук). Крупный рогатый скот на обменной основе отношений выпасается фульбе. С бозо догонов связывают отношения шуточного родства.
Развиты кузнечество (характерны плавильные печи фаллической формы, сходные с печами манден), антропоморфная и зооморфная пластика (железо, дерево, глина, камень: кованые антропоморфные навершия жезлов, маски, статуэтки женщин с детьми, сосудами на голове, мелющих зерно, орантов, музыкантов, всадников, двойные изображения, ритуальные сиденья с «кариатидами», подголовники, танцевальные трости, кубки, утварь, архитектурные детали). Для скульптуры характерны угловатые очертания, маски имеют объёмные либо плоские личины, навершия с подчёркнутой вертикальной осью (длиной до 10 м). Резьбой по дереву занимаются кузнецы, составляющие замкнутую касту и живущие в особом квартале или в отдалении от деревни; их жёны занимаются гончарством.
Система терминов родства бифуркативная.
Деревенская община состоит из нескольуих больших семей — патрилатеральных родственных групп, управляется советом старейших мужчин (гинна). Духовный лидер общины — жрец культа мифического предка догонов Лебе (огон), избираемый общиной и проходящий после избрания длительный период инициации. Лебе представляется в виде змеи, считается, что от его сыновей произошли территориальные и родовые группы догонов (дион, домно, оно и ару).
Первопредком и культурным героем считается также Номмо, укравший у небесных кузнецов огонь, разделивший землю между 8 родами догонов, научивший людей земледелию.
Поселения располагаются террасами на склонах холмов у подножия скал. Имеются скальные постройки. Жилище глинобитное, прямоугольное с плоской крышей; дома тесно примыкают друг к другу. Амбары — прямоугольные или округлые. Встречаются мужские дома (тогу-на) — низкие (чтобы во время ссор спорщики не могли выпрямиться во весь рост) с соломенной в несколько слоёв крышей, опирающейся на резные столбы. Встречается практика строить женские менструальные дома за пределами деревни. Мужские и женские глинобитные кладовые на подставках, круглые в плане с конической крышей с рельефными антропоморфными изображениями на дверях.
Традиционная одежда — набедренная повязка и короткая рубаха у мужчин, повязанная на бёдрах юбка у женщин.
Догоны имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке и культурном герое Номмо, связанном с близнечным культом; о «божествах воды» — полу-людях и полу-змеях; о вредоносном шакале Юругу. Им приписываются сложные космогонические представления о многослойной Вселенной и др. С культом предков связано мужское общество масок Ава, при посвящении в которое (9-12 лет) совершается обрезание. Практикуется и женское обрезание. Процессии и пляски с масками проводятся в связи с похоронами, началом сельско-хозяйственных работ, ежегодными ритуалами в честь Амма и Лебе, 60-летними культовыми циклами и др.
Частично сохраняются традиции наскальной живописи (изображения людей и животных, геометрические фигуры). Со 2-й половины 19 века под влиянием тукулёров распространяется ислам, с конца 19 — начала 20 века — христианство. Догоны, получившие образование и живущие в городах, обладают высоким статусом, занимают влиятельное положение в политике и культуре.
Источник: http://unioncrownorion.ucoz.ru/publ/123-1-0-1021 |