UFORUS - новый интернет журнал о мистическом и необъяснимом

 Другие новости


Наш опрос

Что вас больше интересует на сайте???
Всего ответов: 143


Категории

Небесные стержни [4]
.
НЛО [108]
.
Следы НЛО [5]
.
Истории и рассказы [13]
.
Вампиризм [6]
.
Аномалии [19]
.
Мифология [44]
.
Существа [26]
.
Астрология [25]
.
Нумерология [0]
.
Предсказания [18]
.
"Секретно" [7]
.
Хиромантия [20]
.
Древняя Русь [50]
.
Сонники [47]
.
Катастрофы НЛО [8]
.
Без рубрики [10]
.
Круги на полях [10]
.
Призраки [16]
.
Домовые [0]
.
Библия [4]
.
Др. Цивилизации [127]
.
Зазеркалье [0]
.
Катаклизмы [2]
.
Клонирование [0]
.
Космос [53]
.
Лох-Несс [3]
.
Луна [8]
.
Марс [3]
.
Метеориты [5]
.
Следы богов [1]
.
Снежный человек [3]
.
Технологии [10]
.
Третий Рейх [3]
.
Человек [27]
.
Магия [31]
.
Некрономикон [1]
.

Каталог статей

 

 


От шумерского государства жрецов к демократической цивилизации Часть 1

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО И РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Курдская проблема, составляющая суть моего судебного процесса, с точки зрения взаимоотношений и противоречий тесно связана с развитием цивилизации от момента своего формирования до стадии развития, характерной для общества, переживающего процесс внутреннего перелома. Оценки классов и национальных структур, производимые на основании современных критериев, не дают возможности полного осознания проблем курдской реальности. Если даже произвести подобного рода оценки, на их основе неизбежно будут сделаны абстрактные и ошибочные политические выводы. Даже выход проблемы за пределы Среднего Востока и ее актуализация в повестке дня современных сил, в первую очередь европейских, создают необходимость ее рассмотрения в ракурсе общей истории цивилизации. Без точной базовой характеристики проблемы практически невозможно получить какие-либо юридические результаты.
Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) являются наиболее современными демократическими правовыми институтами европейской цивилизации. Не вызывает никаких сомнений, что абсолютно господствующий характер современной цивилизации определяется применением европейских критериев ценности. По иронии судьбы, курды, обивающие пороги Европы в поисках признания и решения своей проблемы, являются одной из основных сил, способствовавших зарождению данной цивилизации. Это подобно тому, как престарелая мать ожидает справедливости от потомства, которое тысячелетиями растила и воспитывала и которое сегодня почти не узнает ее. Будут ли признаны права матери цивилизации? Таким образом, проблема в какой-то степени оказалась в тупике. Наблюдается противостояние между силами социализации и индивидуализации. Восток и Запад, Азия и Европа, Анатолия и греческие территории — все это составляет декорации грандиозного спектакля, разыгрываемого в Имрали по всем канонам политического театра.
Ни один рядовой зритель, способный внимательно следить за ходом событий, не сможет отрицать того, что, задавшись вопросами типа: кто авторы этого судебного спектакля, между кем распределены главные роли, кто артисты и массовка, что хотели донести до зрителя, — он будет вынужден самостоятельно искать ответы на эти вопросы. Есть опасения, что оценка моего процесса ЕСПЧ в духе используемого им узкоиндивидуального подхода к самой проблеме и игнорирования множества важных реалий станет последним актом этого спектакля. Для того чтобы не оказаться в таком положении, я считаю своей основной обязанностью внести ясность в грязный, кровавый и печальный период истории, на фоне которого протекает мой судебный процесс. При этом я верю, что будет предоставлена возможность для вынесения независимой оценки, даже если проблема не найдет полного справедливого решения в демократических правовых институтах, являющихся своего рода эмоциональным результатом исторического развития, полного крови, жестокости и горечи. Все же подчеркну, что мои исследования, которые я попытаюсь изложить в виде нескольких основных разделов, с одной стороны, сделаны с целью защиты, с другой — имеют ряд недостатков, связанных с моим пребыванием в одиночной камере. Исторические процессы порождают необходимость исторических оценок. И для того, чтобы каждый извлек необходимые и полезные уроки из этого процесса, таящего в себе глубокую боль и потери, необходимо, чтобы все ответственные лица, делая нужные заявления, добросовестно выполняли свои обязанности. Это стиль, достойный исторических процессов, это то, что требуется. От того, с каким пониманием будут исполняться эти обязанности, зависит, насколько достойным исторического значения окажется сам процесс надо мной.
ШУМЕР: ЦИВИЛИЗАЦИЯ, РОЖДЕННАЯ НА БЕРЕГАХ ТИГРА И ЕВФРАТА


Достижения всех разделов общественных наук, в первую очередь археологии, этнологии и теологии, в особенности итоги всесторонних исследований, проведенных в прошедшем столетии, свидетельствуют о том, что первым народом, который на базе общества создал государство, письменную историю и стал родоначальником цивилизации, являются шумеры. Принимая во внимание тот факт, что сама история на протяжении многих лет считалась аналогичной структурам, формирующимся в базисе и надстройке государства, не будет преувеличением подчеркнуть, что именно развитие государства является величайшим историческим достижением. Появление государства с его положительными и отрицательными сторонами является значительным скачком в развитии истории человечества. Будучи социальным орудием и наиболее емким институтом, государство и сегодня продолжает свое существование по основным принципам, характерным для периода его образования. Государство является формой власти, установленной над изменяющимся продуктом труда человека. С этой точки зрения признание нами роли шумеров аналогично признанию собственной роли. Если бы не была открыта шумерская культура, то забвение этой основной древнейшей цивилизации было бы равносильно забвению человечеством самого себя, а также привело бы к ошибочному восприятию истории. С этой точки зрения Шумер является нашим вчерашним днем, и, как вчерашний день, очень нам близок. В таком случае как сформировалось государство шумеров и какие основные структуры цивилизации оно включало в себя? Максимально полные ответы на эти вопросы дают регулярные исторические исследования.
Несомненно, развитие социальных общин догосударственного периода является предпосылкой образования государственности. Согласно эволюционной теории применительно к антропологии, приматы — обезьяноподобные предки человека — появились примерно 60 млн лет назад, а 20 млн лет назад в результате изменения климатических условий в Восточной Африке развился тип человека, который стал использовать примитивные орудия и передвигаться на задних конечностях. Примерно 3 млн лет назад, после оседания почвы в районе Восточной Африки, Красного и Средиземного морей, началось массовое переселение народов. Около миллиона лет назад в районе Восточного Средиземноморья и межгорьях Тавра и Загроса, по определению историков, в районе Плодородного (Золотого) Полумесяца, наблюдалось постоянное увеличение плотности населения. Основная роль в этом принадлежала благоприятному климату, растениеводству и животноводческой культуре. Постоянно увеличивавшееся население стало распространяться из данного региона на все четыре стороны света. Этот процесс оставил свой след в генетическом коде предков современных европейцев и азиатов. Регион Золотого Полумесяца, а большей частью — междуречье Тигра и Евфрата, или, согласно другому историческому названию, Месопотамия, сыграли продолжительную главенствующую роль основного источника возникновения ранних племенных объединений. Завершение позднего ледникового периода около 20 тыс. лет назад, смена холодного и сухого климата теплым и дождливым способствовали развитию общества в эпоху мезолита, что имело место между 12 и 15 тысячелетиями до н.э. В регионе часто встречаются следы этой эпохи.
В условиях тесной связи общественного развития с развитием климата внезапная засуха, воцарившаяся примерно 10 тыс. лет назад, способствовала изменению образа жизни: так, на смену охоте и собирательству пришла культура неолитической революции (поздний каменный век). Остатки неолитической цивилизации до сих пор встречаются в верховьях Тигра и Евфрата — на сегодняшний день наиболее древнем очаге истории. Сущность неолитического периода может быть также охарактеризована как революция, ознаменовавшая переход к земледелию и одомашниванию диких животных. В результате раскопок в Диярбакыре — Чайоню, Чеме Коте, Бер, в Батмане — Чеме, Халлан, в Урфе и Сивереке — Невала Чоре установлено, что массовые заселения в данном регионе начались примерно в 10 тысячелетии до н.э. Под многочисленными курганами в междуречье Тигра и Евфрата находятся древнейшие поселения — «Гонд» — эпохи неолита. С курдского языка гонд переводится как село. На языке лувийцев — древнейшего анатолийского этноса, также входящего в арийскую языковую группу, Гондвана означает «страна горных высот». Гондвана стала постепенно звучать как Курдиан, а в Средние века, в диалекте сельджуков, трансформировалась в Курдистан. Эта тема может быть более детально исследована в ракурсе истории курдского народа. Действительно, упомянутые курганы, часто встречающиеся и в наше время, свидетельствуют о глубине и содержательности неолитической революции в данном регионе. Нигде в мире пока не встречались столь древние поселения.
Всеобщую поддержку находит научная теория, что в эпоху неолита, так же, как и при мезолите, именно отсюда исходила миграция человека по всему свету. Являясь наиболее значительным доисторическим периодом великого переселения народов, неолит и с социальной точки зрения подготовил почву для дальнейшего развития цивилизации. Неолитическое общество развивалось в период 6—4 тысячелетий до н.э. в районе Среднего Тигра и Евфрата; достигнув уровня так называемой культуры халафизации, в 6 тысячелетии до н.э. распространилось в Северной Африке, в Египте, в бассейнах Нижнего Евфрата и Персидского залива, в Центральной Анатолии, Чатал-Гуюке, примерно в 5 тысячелетии до н.э. — на Кавказе, в Северном Причерноморье, на Балканах, на северо-востоке Ирана, в Индии, на берегах Пенджаба и Инда, в 4 тысячелетии — в Китае, во всей Европе, в 3 тысячелетии оказалось на американском континенте. Научный исторический взгляд сквозь призму находок подтверждает такое распространение совершенно реальными доказательствами. В эпоху культуры Тел-Халаф фактически были изобретены все средства, необходимые для развития цивилизации. Гончарный круг, топор, плуг, расчесывание и скручивание шерсти, ткачество, молотьба, строительство массовых поселений, орудия из медного камня, принятие звезд в качестве символов, идеология, опирающаяся на культ богини, колесо и другие средства и достижения, обусловившие развитие цивилизации, являются величайшими достижениями человечества на заре истории. С точки зрения занимаемой в историческом развитии роли этот период можно сравнить только с XVI—XX вв. Значение данной культуры в истории может быть понято именно так.
Расширение Тигра и Евфрата в близких к Персидскому заливу аллювиальных районах и усилия носителей тел-халафской культуры способствовали невиданному для того времени повышению урожайности. Определенную роль в получении высоких урожаев сыграл переход к поливному земледелию, что было достигнуто в 4—3 тысячелетиях до н.э. с помощью строительства оросительных каналов; поливное земледелие стало мощным противовесом частым засухам. Если добавить к высоким урожаям еще и многочисленные хурмовые деревья и богатый улов рыбы, становится очевидным, что в сознание человека проникает предвкушение райской жизни, способствующее достижению начала истории как нового периода. Уже был осуществлен переход к периоду, характеризуемому как «история началась с Шумера». Начиная с 3 тысячелетия до н.э. вместе с клинописью был осуществлен переход к письменной истории человечества.
Несмотря на наличие многих типичных элементов цивилизации, ее основной характерной особенностью стало появление излишков производства и формирование рабовладельческих отношений, т.е. форм собственности, способствующих преобладанию производительности труда человека над уровнем потребления. Шумеры достигли такой стадии, когда обитель жрецов — зиккурат — превратилась в структуру, которая одновременно служила и святилищем, и местом коллективной работы, играя при этом роль центра управления обществом. Эти центры, являвшиеся «лицом общества», окутанные ореолом священного представительства небес на земле, по сути своей служили прототипами крупных храмов, меджлисов, деловых центров, военных штабов, культурно-образовательных центров, развившихся на более поздних этапах цивилизации. Это своего рода материнское лоно, в котором формировались государственные структуры. Открытие, называемое государством, т.е. зиккураты, весьма плодотворно воздействовало на сознание идеологов своего времени — жрецов, и с самого начала зиккураты были объявлены священными. Более того, зиккураты были возведены жрецами до уровня божественной системы, представляющей небо на земле, воздействующей на умы людей, и фактически были возвышены до уровня абсолютного авторитета.
С одной стороны, это период невиданной производительности труда рабов, являвшихся средством производства. Благодаря этому у людей, не вовлеченных в сферу производства, появлялось достаточно свободного времени и материальных возможностей для религиозных мероприятий, занятий ремеслами и вопросами управления. С другой стороны, речь идет об эпохе господства над умами, помыслами и духовным миром людей, начавшейся с формированием шумерского пантеона. Материальное и нравственное развитие взаимно подпитывали друг друга, появились понятия священной собственности, семьи и религии, являвшейся опорой семьи. Общество, основанное на кровнородственном единстве, таким образом, обрело новую структуру в форме классов, прослоек и иных образований.
Действительно, государство стало открытием шумеров. Зачинатели процесса формирования государственности были настолько великими идеологами, насколько же эмбрионами сформировавшегося класса управленцев, сыгравшими практическую роль при организации производства. Переход от жрецов к царям-жрецам был осуществлен уже беспрепятственно. Материальная и нравственная базы для этого были развиты великолепно. Изучая шумерскую мифологию по имеющимся письменным источникам, мы даже с научной точки зрения только теперь хорошо осознаем, почему все, что ни делали шумеры, они приписывали богам. Но люди того времени вместо того чтобы реально осознавать все творимое человеческой системой, были вынуждены верить в то, что это божественная система является земным олицетворением созданной жрецами небесной системы. Мышление было основано не на познании, а на верованиях. В то, что все идет по воле богов, верили искренне и без сомнений.
Никакая идеология не достигла в плане воздействия на человеческое сознание таких высот, каких достигла шумерская мифология. Поистине этим нельзя не восхищаться: непрерывно развивая мифологию, шумеры довели ее до уровня теологического учения, а позднее облекли в форму государственности и идеологии, сделав ее основой всех религиозных и философских течений, а также фундаментом и основным источником наук. Также поразительно, что мифологические воззрения обрели свой смысл в чистых и примитивных формах искусства и литературы. Не следует удивляться тому, что шумерология, став наиболее значительной отраслью исторической науки, с каждым днем будет все настойчивее заявлять о собственной значимости. Источник имеет очень важное значение, и пока он не будет исследован, вся история обречена на неверное понимание и искаженное отображение. Именно поэтому история Шумера имеет непреходящее значение, и очень жаль, что ее значение понимается лишь с недавних пор.
В целом следует отметить значительный вклад шумеров в создание и развитие ряда основополагающих понятий; науки и культуры; письменности; математики и летосчисления; мифологии и теологии; государственного устройства, политики и формирования классов; законов и письменного права; возникновения городов, храмов, ремесла, централизации торговли; частной и коллективной собственности; понятия святости семейных и династических уз; памятников ранней письменности, легенд и музыки; первой политической экспансии и первых колоний.
К этому можно добавить многочисленные понятия, структуры и системы. Однако даже этот краткий перечень убеждает, что главный источник и основные контуры цивилизации образовались на этой основе. Все поздние добавления достаточно ограничены и носят количественный характер; это скорее напоминает разделение и развитие. Есть одно выражение, часто употребляемое и очень любимое шумерами. Это выражение «ме», что может обозначать законы, особенности цивилизации. То есть они осознавали суть своих изобретений и вкладов в историю цивилизации, и под священными «ме» понимали законы. До сих пор насчитывается 104 такие закона. Похоже, что этот список и далее будет пополняться. Девяносто девять имен Бога происходят от шумерских понятий.
Другая основополагающая тема, которую необходимо затронуть, говоря о шумерах, — это мифологическое отображение противоречия между системами матриархата и патриархата. Во-первых, это противостояние, выраженное отходом на второй план, в условиях патриархальной власти Шумера, некогда могущественной богини горных стран Севера и Востока Нингурсаг, изображенной в виде звезды, также называемой царицей гор, а в курдском языке упоминавшейся как Стерк; это распространенный обычай, когда вместе с порабощением женщина теряла силу как представитель пола. В Шумере женщина пользовалась большим уважением, пока не все было утеряно; в системе богов женский пол представлен ровно наполовину. Нингурсаг вела жесточайшую борьбу с хитроумным мужским богом Энки, но это противостояние обычно завершалось компромиссом. Позднее, в неолитическую эпоху, представ перед нами в образе Инанны и став богиней созидания она отбирает у Энки все свои «ме», т.е. собственные изобретения, и, возвратившись из города Эриду, принадлежащего Энки, в свой родной Урук, празднует поистине царскую победу. Будучи объектом фанатичной веры в шумерской мифологии, эта тема стала религиозной. Все споры и схватки, в сущности, являются ярким и логичным отражением процесса формирования шумерской государственности, классовой борьбы, династических городских войн. В действительности люди никогда не воюют друг с другом. В системе богов это не допускается, ибо рабы обречены быть лишь тенью богов. Только боги обладают волей. Только они могут вступать друг с другом в споры и заключать соглашения от имени людей. Это очень яркое идеологическое господство, ставшее в дальнейшем сутью всех понятий и теоретических воззрений, характерных для государственной машины, которая являлась центром всей религиозной, правовой и политической системы. И до сих пор, несмотря на некоторые изменения, это идеологическое господство продолжает существовать.
ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ И СТРОЕНИЕ ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Основная причина того, что, несмотря на великолепное начало собственной цивилизации, шумеры не смогли занять достойного места в исторической науке, кроется в позднем ее открытии и господстве европейского эгоцентрического мышления. Значительная роль принадлежит эгоистическому характеру античной цивилизации. В сущности, для каждого шага цивилизации характерно сугубо эгоистическое обоснование, что выражается в следующем: все ограничено моим восприятием и все начинается именно с меня. Шумеры также проявили крайне эгоцентрический подход к восприятию ценностей неолитического периода, с которым были связаны все их достижения. Более того, с сотворившей их системой богов они связывали создание всего. Тем самым, шумерская мифо-теологическая система является основой столь ярких, актуальных и в наши дни форм мышления и структуризации. Подобное влияние можно изложить следующим образом:
а. Формирование классового общества. В научном мире принято мнение, что основным феноменом планеты Земля является реализация руками человека процесса обобществления. В целом все естественные эволюционные процессы, имеющие место в живой природе, вне человеческого общества, находят свое осмысленное продолжение в человеческом обществе, согласно его собственным понятиям и воле. Скачок в процессе формирования понятий человека разумного (Homo sapiens), способствовавший началу формирования современной речи человека, также дал возможность для скачка в формировании сознательного общества. В первобытном обществе люди находились на стадии своего рода объединения развитых животных. Когда увеличение объема мозга и применение орудий труда способствовали качественному скачку в развитии Homo sapiens, был пройден первый и самый основной этап социальной революции. Основная особенность этой революции заключается в осознании превосходства общественной формы существования. Подобно образованию первичных элементов вещества, в обществе актуальным становится стойкое и прогрессирующее развитие ключевых элементов социума. Так, до истории цивилизации в течение многих тысячелетий существовала история общества.
Революционный период неолитических поселений является вторым серьезным этапом данной эпохи. Революция, произошедшая около 12 тыс. лет назад, стала крупнейшим шагом в формировании общества. Влияние этого шага на дальнейшее развитие человечества продолжается наряду с его материальными и нравственными структурами и в сфере мышления. Концепция естественной свободной жизни, и сегодня являющаяся объектом мечтаний, живое общение с природой, духовный мир, где нет места устрашающим божественным силам и их влиянию, сильные материнские чувства, мечта о равенстве мужчины и женщины, продукты и средства земледелия и животноводства, и сегодня являющиеся источниками существования европейской цивилизации, идеология, основанная на их продуктах и средствах производства, структура и понятия мышления и языка, и в первую очередь открытие и использование рудников, — все эти основные элементы, постоянно и по сей день подпитывающие цивилизацию, созданы неолитической сельской революцией и образованной ею структурой сельского общества.
Если бы не природа, питавшая полноводные Тигр и Евфрат, не плодородные равнины, породившие цивилизацию, и не опирающаяся на все это общественная система, не было бы классового общества, государства и надстроечных образований Шумера и не выявилась бы линия развития более поздних цивилизаций. Можно сказать, что история не остановилась бы, она обязательно нашла бы свой путь развития, но это всего лишь версия. Однако история человечества требует серьезного осмысления, и это — единственно верный научный подход.
Верное понимание неевропейскими, а в целом восточными, обществами своей исторической роли сегодня будет способствовать развитию уверенности в себе и продвижению по правильному пути. Самая опасная черта империалистического характера западных цивилизаций — это идеологическое господство. Пока не сломлено это господство, невозможно свободно вступить на путь социально-экономического развития, а также реально и полноправно претендовать на собственное место в мировой системе. В соответствующих главах своего труда я считаю необходимым и целесообразным углубить эти особенности. Мне кажется, что замалчивание этой темы, какой бы второстепенной она ни показалась, может привести к серьезным недостаткам в работе. В следующих разделах более подробно раскрыто, что еще до формирования понятия индивидуализма, способствовавшего возведению в официальный ранг юридического статуса личных прав человека, являющихся основой европейской цивилизации, в течение сотен тысяч лет было приложено много усилий для обобществления человека, произошедшего от обезьяноподобных приматов. Все первобытные формы фетишизма, анимизма, тотемизма, поли- и монотеистические религии в основном вели борьбу за то, чтобы привязать индивида к системе и обществу, и для этого не жалели никаких усилий. Матриархат, патриархат, колдовство, шаманизм, институты жречества и пророков были предназначены для отторжения человека от образа мышления, основанного на чисто животных целях, и формирования в нем повиновения нормам общества. Меры, предпринимавшиеся для этого, могут показаться очень жестокими, странными и непонятными; во-первых, это принесение человека в жертву, а также всевозможные подношения и церемонии, которые, будучи, казалось бы, одной из составных частей первобытного процесса обучения, служили для выявления общественной силы индивида. Нельзя вскользь касаться первобытного общества. Необходимо, прежде всего, увидеть и оценить благородные заслуги человеческого рода, которые заключаются в том, что, выйдя из царства животных, породившего цивилизацию, он смог впоследствии подчинить себе природу. Не будь этих усилий, не было бы и нас. Путь от первобытности, способной в любую минуту превратить невежество в адские мучения, к раю пролегает через эти горькие и тяжкие тропы социализации. В то время как понятие ада, свидетельствующее об отталкивающих трудностях, было одним из ранних понятий, нашедших место в сознании человека, понятие рая стало призывом к надежде, будущему и образу жизни так называемого развивающегося человека.
При изучении формирования мифологии и религиозных верований, порой вызывающих у нас снисходительную улыбку, не следует забывать сказания о том, как человек стал человеком. Для образования общественной энергии и общественного взрыва необходим сам факт социализации. Мы еще лучше осознаем смысл обобществления, если будем понимать под созидательными силами данного периода мать, отца, тотем, бога, колдуна, жреца и пророка. Развивающийся обратный процесс, который составляет одну из основных особенностей западной, или европейской, цивилизации, — это возвеличивание индивидуальности путем разрушения общественных устоев, противоречащих ее интересам. Продуктами этой обратной философии являются капиталисты и капиталистические структуры, которые гораздо авторитетнее всех королей и богачей, когда-либо появлявшихся в истории. Разрушив все то, что не соответствовало их интересам, одним словом, не было им выгодно — социальное устройство, миллионы лет создававшееся трудом людей, географические факторы, на которые они опирались, базис и надстройку общества, материальные и моральные ресурсы, они присвоили все, что соответствовало их интересам. Насколько это соответствует цивилизации или, напротив, насколько противоречит ей, насколько выходит за рамки общества, т.е. способствует возвращению в период первобытной дикости — одна из основных тем в учениях многих философов современности. Считаю необходимым в соответствующей главе подробно остановиться на том, насколько соответствует данным размышлениям общественная формация, именуемая «социализмом».
Пытаясь подробнее охарактеризовать такие «изобретения» шумерской цивилизации, как классовое расслоение и государство, основанное на классовом обществе, необходимо осознать, что оценка любого общества без учета и анализа его предыдущего исторического развития влечет за собой серьезные ошибки. Абстрактные теории рабовладельческих обществ не имели достаточно разъяснительного характера. В частности, не удалось отразить всей глубины шумерской цивилизации, потому что была проанализирована именно ее конкретика. В изучении античного рабовладельческого общества в целом достигнуты общие результаты. Может быть, уместнее обратиться к изучению указанных обществ на стадии их формирования и разложения. Однако если мы не изучим основной источник истории формирования и развития цивилизации классового общества, т.е. если мы реально и правдиво не проследим множество содержательных особенностей в рамках конкретного восприятия, достижение достоверных исторических знаний будет невозможно или же, если удастся их достичь, они будут содержать в себе множество фактических ошибок и неточностей. Наш серьезный подход к изучению истории Шумера обусловлен необходимостью понять во всей ее конкретике линию развития, очерченную историческим процессом. По моему мнению, недостатки и ошибки существующих исторических и социальных учений, так и не сумевших достичь этого, заключаются в крайностях, выраженных, с одной стороны, в отрицании, с другой — в преувеличении. Одной из причин появления моей защитной речи является необходимость призыва к верному познанию истории и общества, применению в подходе к ним критериев справедливости.
Переход от кланового общества к политическому обществу связан с развитием рабовладельческой формации, что создает материальную базу для глубоких катаклизмов. Превышение производительности рабского труда потребности общества, формирование нового класса из купцов и ремесленников, его развитие за пределы родовых союзов создали возможности появления класса избранных правителей, не основанного на обычаях рода. Таким образом, триединая структура общества, дошедшая до наших дней, получает оригинальную форму. Однако она не отделена конкретными линиями, стало быть, не полностью оторвана от своих родовых корней. Все развивалось в неразрывной связи друг с другом. У этой общественной формации нет открытого интеллектуального выражения. Однако превосходное объяснение происходящего мифологическими средствами стало одним из основных занятий шумерских поэтов и писателей. Можно сказать, что не было такой цивилизации, которая бы представила обществу картину формирования рабовладельческого строя столь экспрессивными мифологическими средствами и в форме пантеона богов, как это сделала цивилизация шумеров. Вернее, роль всех последующих поколений идеологов и правителей классового общества заключалась в том, что, взяв за основу шумерскую мифологию, они лишь приводили ее в соответствие с собственными условиями, т.е. все вновь сформированные мифологические и теологические учения — это всего лишь версии шумерских, их упрощенные кальки. Шумерские сказания, или мифология, сформировали такое идеологическое господство, что даже жрецы становились самыми высокопоставленными правителями, исполнявшими выраженное в сказаниях как божественный закон. В сущности, созданное ими являлось для власти способом увековечить свои интересы. Однако самое убедительное отражение небесной системы богов на Земле — великое и яркое общественное творчество.
В период примерно с 4 по 2 тысячелетие до н.э. раб был всего лишь бессловесной тенью своего господина. По системе, созданной в недрах храмов, все — от жреца-правителя до земледельца — должны были действовать согласно своему социальному положению, возведенному в ранг закона. Движение звезд на Небе подчинено определенной неизменной системе, и подобная иерархия должна быть на Земле. Какая-либо иная форма развития не могла даже подразумеваться. Все чувства людей должны были соизмеряться с волей богов. У человека не могло возникнуть по его желанию личных чувств. Не могло быть и иного мировоззрения, помимо мировоззрения богов, т.е. имела место система без начала и конца, действующая по принципу «будет так, как приказано свыше». Поистине помпезным кажется первое идеологическое творение господствующего класса эксплуататоров, основанное на рабском труде. После смерти богоподобного правителя, дабы подтвердить его сходство с бессмертными богами, вся его свита погребалась якобы для продолжения жизни на том свете. В захоронении одного из правителей нашли 700 трупов, большинство из которых были его слуги и жены. Это рабы, заживо сошедшие в могилу и погребенные вместе с правителем. Данный акт являлся для них обязанностью. Не могло быть и речи о каком-либо выражении горечи и страха. Подобные традиции были характерны и для погребений египетских фараонов.
Разнообразные шумерские ритуалы и верования, касающиеся человеческих жертвоприношений, тесно связаны с идеологической силой рабовладельческого общества. Это непрерывно обновляющаяся, повторяющаяся после определенных ревизий форма идеологического закрепощения господствующим эксплуататорским классом периодически пробуждающихся, по мере истории цивилизации, мысли и воли человека. Цепь не разрывалась ни на миг, а укреплялась, регулярно обновляясь. Речь идет о том, что тогда как шумерский государственный аппарат являлся наиболее чистым и убедительным выражением данной идеологии, элита позднейших государственных формирований способствовала постоянному совершенствованию системы путем создания различных форм идеологического господства, в которые не верила сама, но делала убедительными для низших слоев общества. Если человечество по сей день приложило много усилий для получения свободы мысли и волеизъявления, то рабству было очень далеко до изменения существовавших форм господства. Напротив, оно совершенствовалось воспитательными структурами, имеющими характер убеждения и усиления, а также предпринимало меры для обеспечения их устойчивости. Речь идет о силе, оснащенной современными технологиями, и имеющей власть вплоть до генетического уровня. В шумерском обществе, скорее всего, речь может идти о коллективном храмовом рабстве, а для Рима и Афин характерна ситуация, когда раб являлся собственностью хозяина.
б. Наиболее значительным развивающимся принципом шумерского общества является достигнутый им уровень различий между полами. Женщина была главной производительной силой неолитической эпохи, начиная с периода зарождения шумерской цивилизации. Земледелие и одомашнивание диких животных — это фактически плод труда женщины. Опять-таки переход к оседлому образу жизни, то есть сельская революция, имел место благодаря стараниям женщины, ибо больше всего соответствовал ее духу и природе. Гончарное дело, ткачество, помол — все это дело рук женщины. Семья сплачивалась вокруг женщины, и род определялся по женской линии. Налицо был матриархат. Это находило свое идеологическое выражение в вере в богиню, представленную в виде звезд и Луны. Половая дифференциация, развивавшаяся в Шумере параллельно с классовой, находила полное идеологическое воплощение в мифологии. Отражение различия в статусах действительно весьма выразительно. Со временем позиция богинь ослабевала. В вавилонский период культ богини получил первый смертельный удар от Тиамат. Ее младший сын Мардук представляет собой господствующее мужское начало, усиленно стремящееся к монотеизму. Позднее пророк Авраам, взявший за основу вышеуказанную культуру, сыграл роль самого значительного отца-пророка в монотеизме. Будучи когда-то наделенной равными с мужчинами-жрецами правами в храмах, женщина стала отодвигаться на второй план в семье. Первый публичный дом, именовавшийся мусакатдим, был шумерским изобретением. Статус женщины не упал до уровня второго периода цивилизации. Статус, приближающийся к равенству, отражен во всей шумерской мифологии.

Источник: http://unioncrownorion.ucoz.ru/publ/4-1-0-128

Категория: Др. Цивилизации | Добавил: stergny (24.07.2008) | Автор:

Просмотров: 775 | Комментарии: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |

 

Всего комментариев: 0

 

Имя *:
Email *:
Код *:

 
 

Поиск

Популярные новости

[13.05.2008]
Очередная русалка


 
[14.07.2008]
Найдена пригодная для жизни планета


 
[30.09.2008]
Легенда о гигантской птице - правда!


 
[30.09.2008]
Находка у Саранской Горы


 
[03.10.2008]
В этом году с Солнца исчезли все "пятна" - на Земле возможен "малый ледниковый период".


 
[05.10.2008]
Монстры Чертова Борка.


 
[05.10.2008]
Новые фото аномального, запечатленные оцевидцами.


 
[06.10.2008]
Инвейтенет-остров пропавших людей на озере Рудольф (Кения)


 
[06.10.2008]
Ученые отправят на Марс механических стрекоз.


 
[07.10.2008]
Десять самых жутких сект мира


 

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0